Типы акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте

курсовая работа

2.2 Коррекционно-развивающая работа по нивелированию акцентуации характера в подростковом возрасте

Для нивелирования акцентуации характера у детей подросткового возраста, был разработан цикл коррекционно-развивающих мероприятий, и использовалась система методов по снижению уровня акцентуации характера включающая следующее:

релаксационные упражнения;

релаксационные настрои, визуализации;

дыхательные упражнения;

гармонизация эмоционально-личностной сферы ребенка методами арт-терапии;

совместная работа со значимыми взрослыми (родители, педагоги);

создание ситуации успеха и избегание стрессогенных;

опора на положительные личностные качества;

психопрофилактические упражнения (психогимнастика) и др.

Умение расслабиться помогает одним подросткам снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять раздражение. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, у некоторых появляется сонливое состояние.

Обучить подростка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд.

Они хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться, им не совсем понятно. Поэтому в основе некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию.

В играх-релаксациях используется и способность подростков к фантазированию. Здесь нам помогает гармония души и тела: когда подросток представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело расслабляется.

Вопрос предупреждения и коррекции подростковой акцентуации характера освещается в немногочисленных работах. В зарубежной практике накоплен определённый опыт, который во многом зависит от теоретических взглядов на природу этого феномена.

В преодолении акцентуации характера особое значение имеет налаживание отношений подростка со значимыми взрослыми - родителями и педагогами. Работа с родителями должна включать в себя, ещё и преодоление стереотипов восприятия, оценки и отношения к подростковому поведению, а так же стереотипов реагирования и на акцентуированное поведение. Такая работа представляется необходимой, так как чаще всего взрослые негативно воспринимают и отрицательно относятся к любым проявлениям акцентуации в личности подростков.

Важным моментом работы является выработка в ходе совместного обсуждения с родителями и педагогами оптимальной тактики взаимодействия с ребёнком в семье и школе: поиск, нахождение и апробация навыков эффективного реагирования на проявления подростковой акцентуации характера, способов нивелирования акцентуированных вспышек, действенной системы наказаний и поощрений. Конечной целью такой работы является вооружение педагогов и родителей навыками конструктивного взаимодействия с подростками. Основное значение в профилактике и коррекции акцентуации характера имеет создание в семье атмосферы эмоциональной защищённости, признание и принятие ребёнка. Поэтому такая работа должна вестись при участии родственников ребёнка. Однако при работе с родителями детей возникают определённые трудности. Многих родителей, привлечь к работе трудно, а то и вовсе не удаётся. Конечно, эффективность работы в этом случае снижается, однако, усилия в таких ситуациях сосредотачиваются на работе с самим ребёнком и учителями.

Педагоги занимают более активную позицию, они акцентируют внимание на трудностях поддержания дисциплины в классе, способах реагирования на поведение учащихся.

Значительное место в профилактике должно занимать содействие в овладении подростками новыми способами поведения. Взрослые обычно говорят, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо, поэтому необходимо предоставлять образец поведения, на который их чадо могло бы ориентироваться. акцентуация характер подросток

Так же одним из моментов коррекционно-развивающей работы по нивелированию акцентуации характера является и общение со сверстниками, так как иногда взаимоотношения могут быть источником неприятных переживаний, дискомфорта, во многом определяя их самочувствие. Налаживание отношений со сверстниками выступает одной из задач профилактики акцентуации характера.

Делись добром ;)