1.1 Структура личности
При рассмотрении структуры личности в неё обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.
Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности.
Социальные установки - это убеждения людей.
Кроме того, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия как воля и эмоции.
Воля - потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Эмоции - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний.
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется, поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
1. Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность.
2. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. её идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
3. Творческий потенциал личности определяется полученными ею, и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в какой-либо сфере деятельности.
4. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами её общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми.
5. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью её художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Элементами психологической структуры личности являются её психологические свойства и особенности, так называемые «черты личности». Необозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в подструктуры. В этом отношении интересна концепция К.К. Платонова, который разработал иерархическую структуру личности с учетом определения уровней личности и таких подструктур как: направленность, опыт, формы отражения, биологические, конституциональные свойства.
Выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн различал в личности - направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.
А вот А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве её подструктур.
- Введение
- 1. Общее понятие о личности
- 1.1 Структура личности
- 1.2 Диспозиционный подход к определению личностной структуры
- 2. Типологический подход
- 3. Типы личности в социальной психологии
- 3.1 Типология психосоциотипов
- 3.2 Типология темпераментов И.П. Павлова
- 3.3 Конституционные типологии Э. Кречмера
- 3.4 Типология К. Хорни на основе разной потребности в общении
- 3.5 Типология на основе соотношения поведения и внутренних мотивов человека
- 3.6 Типология А.Адлера Типы личности: установки, связанные со стилями жизни
- 3.7 Типология «Локус контроля»
- Заключение
- §1. Проблема личности в социальной психологии
- Раздел 4. Социальная психология личности. Лекция 1:Проблемы личности в социальной психологии
- 1.1. Проблема личности в социальной психологии
- 25. Проблема личности в социальной психологии. Традиции в исследовании личности в зарубежной социальной психологии.
- Социальная психология личности Личность как предмет изучения
- 17.4. Социальные типы личности
- Социальная психология личности проблема личности в социальной психологии
- 58) Личность как предмет исследования в социальной психологии.
- Специфика изучения личности в социальной психологии
- Проблема личности в социальной психологии