Типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков

курсовая работа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема изучения взаимосвязи между акцентуацией характера и типом психологической защиты у девиантных подростков на современном этапе является наиболее актуальной. Важно своевременно выявить, провести раннюю диагностику и разработать коррекционные программы для детей с различными типами акцентуаций характера.

В психологии проблемой определения и формирования характера занимались А.В. Петровский, Ю.Б. Гиппенрейтер, определения места характера в структуре личности Л.С.Выготский, Л.С.Рубинштейн, а так же изучением типов акцентуации характера, отклонений характера и их классификаций Э. Кречмер, У. Шелдон, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

Защитные механизмы Эго охраняют человека от захлестывающей его тревоги, что тем более важно в подростковом периоде, в периоде бурного роста, внутриличностных и межличностных конфликтов.

Подростковый возраст - это период становления характера. В этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, т.к. черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.

Все выше сказанное позволяет нам утверждать, что проблема изучения взаимосвязи между акцентуацией характера и типом психологической защиты в подростковом возрасте является актуальной.

Цель исследования: изучить типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основания изучения проблем типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков.

2. Организовать эмпирическое исследование типов психологической защиты и акцентуаций характера у девиантных подростков.

3. Опираясь на результаты, установить, существуют ли взаимосвязь между типами психологической защиты и акцентуациями характера у девиантных подростков.

Объектом исследования являются типы психологической защиты и акцентуации характера, а предметом исследования - типы психологической защиты и акцентуации характера у девиантных подростков.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между типами психологической защиты и акцентуациями характера у девиантных подростков.

Методологической основой исследования является психоаналитический подход З. Фрейда, А. Фрейд, а так же подходы к изучению механизмов психологических защит Ф.Б.Березина и Ф. Перлза, и подход к исследованию акцентуаций характера К. Леонгарда, А.Е. Личко.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы в процессе исследования используются следующие методы: анализ и обобщение теоретических представлений по проблеме исследования; методы психофизиологического тестирования; качественно-количественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных: линейная корреляция Пирсона.

При проведении исследования были использованы следующие методики:

1) «Опросник Леонгарда-Шмишека»

2) «Индекс жизненного стиля. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте»

Практическая значимость полученных результатов: результаты данного исследования могут использоваться педагогами и школьными психологами для коррекции и правильного подбора методов воспитания девиантных подростков.

Эмпирическая база исследования: данное психологическое исследование проводилось на базе Октябрьской СШ № 2.

В исследовании приняло участие 30 человек подросткового возраста (от 12 до 14 лет) стоящие на учете в ИДН и в группе риска.

60 % из общей численности составляют мальчики (18 человек).

40 % из общей численности составляют девочки (12 человек).

Структура и объём работы: введение, общая характеристика работы, две основные главы, заключение, приложения. Список литературы содержит 42 источника. Объем работы с приложением - 74 страницы.

Делись добром ;)