Трансгенерационные паттерны материнского поведения

курсовая работа

1.3 Типология родительского отношения. Влияние типа воспитания на формирование личностных особенностей у детей

В психологии используются самые разные термины для описания системы "родитель-ребенок": "тактика воспитания", "типы воспитания", "стиль воспитания", "родительские позиции", "родительские установки", "родительское отношение". В литературе описана обширная феноменология родительских отношений, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей. Разные исследователи строят собственную классификацию нарушений воспитания, положив в основу те или иные критерии или понятия, в зависимости от своих ученых пристрастий (табл. 1). При первом взгляде, такое обилие типологий затрудняет их сравнение, но последующее изучение показывает, что часто под разными названиями стилей скрывается описание схожих психологических отношений и состояний. Первую модель родительского отношения создали Е.Шеффер, Р.Белл (1969), обозначив ее как динамическую двухфакторную модель (рис. 1). Авторы предложили полярные характеристики этой модели: "любовь - ненависть" и "автономия - контроль". Разная степень выраженности этих полярных характеристик родительского отношения позволяет создать разнообразие типов родительских отношений и стилей поведения [6;91].

Рис. 1. Модель родительского отношения (Е.Шеффер, Р.Белл)

Таблица 1. Классификация стилей семейного воспитания [6;93]

"right">Автор

А.Н. Захаров

А.Я. Варга

А.Е. Личко,

Э.Г.Эйдемил-лер

В.И.Гарбузов

Е.Т.Соколова

Д.Баумбринд

Доминирующий критерий

эмоциональ-ное влечение - уважение, любовь

принятие - отвержение дистанция в общении, формы контроля

степень протекции, удовлетворе-ние потреб-ностей, степень требований и запретов, стро-гость санкций

позиция родителей

эмоцио-нальные от-ношения

степень контроля - родительская теплота

Типы семейного воспитания

безусловная любовь

принима-юще-автори-тарное воспи-тание

-

-

-

авторитар-ный

отсутствие любви

отвергающее-авторитарное

эмоциональное отвержение

"тип А" эмоциональное отвержение

эмоциональ-ная депри-вация

индиферрентный

"принципиальная любовь" (условная)

-

гипопротекция

-

-

либеральный

чрезмерная родительская любовь

авторитарно-симбиоти-ческое

доминирующая гиперпротек-ция

"тип Б" гиперсоциали-зирующее воспитание

-

авторитар-ный

-

симбиоти-ческое воспи-тание

потворству-ющая гипер-протекция

"тип В" эгоцентрическое воспитание

эмоциональ-ный симбиоз

-

-

-

повышенная моральная ответствен-ность

-

-

-

-

-

жестокие взаимоотно-шения

-

инвалидизирующее отношение

-

Давно известно, что дети в своем поведении похожи на их родителей. Еще А.С. Макаренко в своей "Книге для родителей" писал: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубите или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!" [4;18]

Однако каждая семья живет в определенной эпохе, ее окружает определенная культура и развивается она в системе конкретных экономических отношений. В этих условиях развивается типичная семья, т.е. наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

Проведен ряд исследований, посвященных влиянию психологических типов семьи на личностные особенности у детей. Это, например, работа Э. Арутюнянц [1;26-33]. По ее мнению существует три варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в "вкртикально-организованную" общественную структуру. Дети легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представлений о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителя считается обеспечение "счастья ребенка". Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует "симбиоз" ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликтов за пределами семьи. Ребенок может оценивать мир как враждебный. Велик риск социальной дезадаптации.

В супружеской семье целью является взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются семейные интересы. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Интересным является анализ следствий воспитания в детоцентрической семье и причин массового распространения этого типа семьи в современном (прим. авт.: постиндустриальном) обществе.

Е.А. Личко подробно характеризует связи между стилем семейного воспитания и подростковыми психопатиями. По его мнению, гиперпротекция крайне неблагоприятна для неустойчивого и конформного типов. При доминирующей гиперпротекции развиваются черты психастении, черты сензитивного типа, возникает астено-невротическая акцентуализация характера. У гипертимиков усиливается реакция эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция ведет к истероидной акцентуации характера. Эмоциональное отвержение у гипертимов и эпилептоидов вызывает протест и эмансипацию, у истероидов - оппозицию. Шизоиды при таком стиле воспитания замыкаются в себе, а неустойчивые попадают под влияние асоциальных компаний.

Повышенная моральная ответственность вызывает агрессию у истероидов, тревогу и страхи - у психастеников и сензитивов [3;22].

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э. Роу исследовал следующие характеристики взаимодействия - эмоциональное приятие-неприятие, наличие-отсутствие контроля, стимулирование-нестимулирование активности ребенка, - и обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное приятие или неприятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов; наличие-отсутствие контроля связано с защитным-незащитным типом реагирования, а стимулирование-нестимулирование активности обусловливает направленность на других или на себя [5;159].

Делись добром ;)