Введение
Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности. Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, диссертаций.
Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и институте. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения.
Сама по себе адаптация - это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Трудности адаптации - это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
· в новую социальную среду;
· в учебно-познавательный процесс;
· в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в вуз, - только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.
В педагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, К.Ю. Грачёвым, B.C. Кагерманом, Л.И. Кохановичем, В.А. Комаровым, B.А. Караковским, Л П. Лазаревой, А.П. Тряпициной, O.E. Шафрановой и др., как система профессиональной деятельности психолога, педагога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения [24].
Однако практический аспект реализации задачи проблемы адаптации личности первокурсника остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и соответственно должна изменяться технология работы педагогов [31].
С учетом выше сказанного был сделан выбор темы исследования.
Цель: изучить формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе.
Объект исследования - процесс адаптации студентов-первокурсников в вузе.
Предмет исследования - трудности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «адаптация».
2. Рассмотреть подходы к изучению адаптации в научной литературе.
3. Изучить практический опыт выявления трудностей адаптации студентов первого курса.
4. Рассмотреть формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.
- Введение
- Глава 1. Психологический анализ проблемы адаптации студентов-первокурсников на этапе обучения в вузе
- 1.1 Психологическая сущность понятия «адаптация»
- Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе
- 2.1 Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза
- 2.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе
- Заключение