2.3 Направление работы по снижению уровня тревожности у детей группы риска
Работа по профилактике и коррекции тревожности должна носить комплексный характер и учитывать особенности детей, на которых она направлена. Работа должна осуществляться на трех уровнях: работа с родителями или опекунами (если таковые есть), школьные занятия, внеклассные развивающие занятия.
Взаимодействие с родителями учащихся занимает важнейшее место в работе по преодолению и профилактике тревожности у детей группы риска. Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку учитель делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.
Одна из таких форм - родительские собрания. На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения. Тематика сообщений должна складываться с учетом пожеланий родителей.
Другим видом фронтальной работы с родителями может стать анализ трудных воспитательных ситуаций. Учитель заранее подбирает из литературы или из жизни ряд таких ситуаций и просит родителей дать комментарий, высказать свое мнение, предложить свой выход из положения.
В работе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конференции может стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей.
Работа с родителями может заключаться и в помощи организации и подготовки праздников. Тогда у родителя и ребенка появится больше общих интересов - "точек соприкосновения", родитель сможет понаблюдать за своим чадом и узнать что-то полезное для себя.
Учитель в своей воспитательной работе с семьей лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться.
Следующий уровень работы с детьми группы риска - школьные занятия. Они должны развивать школьно-значимые функции и корректировать те, которые отстают в своем развитии. Для детей группы риска характерна несформированность пространственного восприятия и анализа, пространственных представлений, сложнокоординированных движений пальцев рук и кистей, слабость фонематического восприятия. Недостатки названных функций встречаются у детей как изолированно, так и в комплексе.
Основной целью является развитие недостаточных функций до уровня возрастных норм. Специалисты советуют, во что бы то ни стало восстановить школьно-значимые функции даже, если на это потребуется потратить время, запланированное на другие цели. Правильно сформированные и достаточно развитые школьно-значимые функции - это залог будущего успеха ребенка в обучении.
Третьим уровнем работы с детьми группы риска являются внеклассные развивающие занятия по снижению тревожности. Как правило, занятия складываются в программу. Учитель заранее планирует темы занятий, подбирает упражнения и наглядный материал, разрабатывает раздаточный материал. Обычно задания на этих занятиях носят игровой характер, и учитель выступает в роли ведущего, но это далеко не все, что необходимо делать учителю. Все продукты игровой деятельности детей необходимо проанализировать, а получившиеся результаты занести в отчет. На основе этих результатов учитель должен решить, можно ли идти дальше или стоит задержаться на какой-либо теме. Результат предыдущего дня становится основой для будущего. Все итоги дня учитель обязательно должен фиксировать. Каждый день необходимо писать небольшой анализ работы ученика (достижения, изменения, возникшие проблемы и тд.) и тогда, в конце развивающих занятий, можно будет увидеть динамику развития каждого ребенка и просмотреть уровень изменения тревожности.
Помимо того, что работа по снижению тревожности может идти на трех уровнях, она может проходить в двух формах: групповой и индивидуальной. Форма организации работы всегда остается за выбором учителя. Выбор формы работы может зависеть от количества детей группы риска в классе, от тяжести случая, от желания родителей, от желания и возможностей самого ребенка и других факторов. Обе эти формы имеют как недостатки, так и преимущества.
Групповая форма работы с детьми существенно экономит время учителя. При этом все дети занимаются по одной программе, это значит, что сроки работ у всех приблизительно одинаковы, что, несомненно, удобно учителю для организованного ведения документации. Детям же такая форма работы полезна в плане развития коммуникативных навыков. В некоторых случаях успехи других дают стимул к развитию, что очень важно для детей. Именно такая форма работы порождает дружеские отношения, которые в дальнейшем могут остаться на всю жизнь.
Одной из наиболее ярких и значимых отрицательных сторон групповой формы, являются конфликты между участниками занятий. Только от мастерства учителя зависят продолжительность и сила конфликтных ситуаций, а также эмоциональная атмосфера в группе. От таких нагрузок учитель будет уставать, и это еще один минус групповой формы организации занятий. Внимание учителя направлено не на одного ученика - на группу, поэтому не все результаты могут попасть в отчет, а анализ может быть не полным или не точным.
Индивидуальная же форма, наоборот, направлена на работу с одним учеником и, соответственно, все внимание учителя приковано только к нему. Все результаты фиксируются, анализ результатов скорее будет полным и развернутым. Ребенок, с которым работает учитель, ведет себя более раскрепощено, обстановка располагает к доверию. Но именно эта форма занятий не развивает коммуникативные навыки, ребенок не сравнивает себя с другими, а именно в коллективе вырабатывается адекватная самооценка.
Таким образом, различные уровни несформированности тех или иных сторон личности детей группы риска приводят их к неизбежно повышающемуся уровню тревожности, которая может проявляться как в открытой, так и в скрытой формах. Чтобы уменьшить этот уровень, необходимо проводить комплекс мер, а именно: работа с семьей, работа на школьных занятия, работа на развивающих занятиях. Все эти виды работ можно поместить либо в рамки групповой формы, либо в рамки индивидуальной.
- Введение
- Глава 1. Понятия "адаптация" и "дезадаптация"
- 1.1 Исследование проблемы адаптации и дезадаптации в психолого-педагогической литературе
- 1.2 Суть понятий "адаптация" и "дезадаптация"
- 1.3 Факторы дезадаптации в учебно-воспитательном процессе
- Глава 2. Тревожность
- 2.1 Дети группы риска и психолого-педагогические особенности личности этих детей
- 2.2 Теоретические аспекты тревожности
- 2.3 Направление работы по снижению уровня тревожности у детей группы риска
- Глава 3. Проектная работа по снижению уровня тревожности детей начальных классов группы риска
- 3.1 Характеристика базы
- 3.2 Программа "Снижение уровня тревожности учащихся младших классов как залог успешной адаптации к школе"
- Заключение
- Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска»
- 1.2. Причины и факторы социально-педагогических проблем детей младшего школьного возраста.
- 1.2. Причины школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.
- Психическая характеристика младшего школьного возраста
- Тема 2. Психокоррекционные технологии в работе с детьми младшего школьного возраста.
- Тревожность детей младШего школьного возраста в контексте личностных особенностей
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- 3. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников