Управление тревожным состоянием школьников на уроках физической культуры

курсовая работа

1.3 Источники тревожности

Физическая культура относится к числу тех дисциплин, которые по сути своей строятся на преодолении ситуации покоя. На занятиях физической культурой возникает масса страхогенных ситуаций самого различного характера, связанных с риском. « Спорт нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре, некоторый риск, несомненно, присутствует в любом спорте» (В.В. Гореневский, 1951). Тревожность перед физическими упражнениями вошли в число страхов, очень устойчиво проявляя себя. Это относится к страху перед водой, страху перед препятствиями, перед высотой; страху перед дистанцией; страху перед скоростью и т.д. (А.И. Белоусов, 1998).

А.И. Белоусов (1998) считает, что чувство тревожности перед физическими упражнениями имеет свою специфику. Оно включает в себя три компонента. Первый - это чувство тревожности перед предметом и объектом физической деятельности: перед водой, пространство, препятствием «под ногами, руками» и т.д. Второй - это чувство тревожности перед технической стороной выполнения физических упражнений. Это так называемая операциональная тревожность. И третий компонент - чувство страха перед людьми, товарищами, зрителями, болельщиками и т.д. это страх быть осмеянным, получить неодобрение, быть отверженным.

Следует также отметить тот факт, что важность событий может быть не всегда очевидной. Событие, которое, по мнению большинства людей, является незначительным, может быть очень важным для определенного человека. Например, обычный школьный матч для большинства игроков команды может быть не особенно важным, в то же время для игрока, который впервые вышел на поле, этот матч очень важный. В этой связи необходимо постоянно оценивать степень важности событий для школьника - новичка.

Е.Г.Костылева (1996) считает, что некоторые люди могут характеризовать ситуации как важные и неопределенные, воспринимая их с большей степенью тревожности, чем большинство других. С повышенными реакциями состояния тревоги связанны личностные характеристики - высокая степень личностной тревожности и сниженная самооценка.

Личностная тревожность, по мнению Е.Г. Костылевой (1996) представляет собой личностный фактор, предполагающий человека к восприятию соревнования и социальной оценки его как более или менее угрожающего события. Дети с высоким уровнем личностной тревожности воспринимают соревнование как событие более угрожающие и вызывающее большую степень тревожности, чем люди с низким уровнем личностной тревожности.

- Чем выше степень неопределенности относительно результата или оценок других людей, тем выше состояние тревоги и стресса.

- Высокая степень личностной тревожности и невысокая самооценка тесно связаны с повышенным состоянием тревоги у детей (Е.Г. Костылева, 1996).

Делись добром ;)