Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы

курсовая работа

2.1 Методики и организация исследования

В экспериментальном исследовании прияли участие 15 школьников - учащиеся 7-х и 8-х классов с интеллектуальной недостаточностью коррекционной школы VIII вида города Читы.

Целью экспериментального исследования являлось изучение уровня усвоения естествоведческих понятий.

Учащиеся получили следующие задания:

1. Вспомни все, что ты знаешь о происхождении осадков. Заполни пропуски заданными подходящими словами или словосочетаниями.

Вопрос

Ответ

Летом облака состоят из

Зимой облака состоят из

При соединении капель облаков образуются

При соединении ледяных иголочек образуется

(Снежинки -- из ледяных иголочек; капли дождя -- из капель воды)

2. Вспомни все, что ты знаешь о черных и цветных металлах. Выбери подходящие по смыслу слова и словосочетания и заполни пропуски.

Сталь и чугун......................................................металлы.

Медь и олово.......................................................металлы.

Чугун получают из...........................................................

Цветные металлы..........................и...............................

.........................................хорошо обтачиваемый материал.

(Из железной руды, из боксита, алюминий, олово, черные, твердые металлы, цветные).

3. Вспомни свойства рыхлой и плотной почвы. В следующих предложениях подчеркни правильный вариант ответа, представленный в скобках. Рыхлая почва (мало пор, много пор). Рыхлая почва, плотная почва (больше обогащена воздухом).

4. Подчеркни названия тех полезных ископаемых, которые используются в качестве строительного материала.

(Глина, оконное стекло, гранит, песок, цемент, гравий, торф).

5. Выпиши отдельно в столбики названия полезных ископаемых и изготовляемых из них видов топлива.

Выбрать из: торф, каменный уголь, бензин, жидкое горючее, нефть, керосин, природный газ, брикет.

названия полезных ископаемых

изготовляемые видов топлива из полезных ископаемых

6. Внимательно прочитай каждое предложение. Определи, правильно ли оно по содержанию? Свой ответ отметь знаком «плюс» в нужном столбике.

вопрос

ответ

да

нет

везде ли на Земле есть почвенный слой?

всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека?

в почве есть песок и глина?

в почве есть вода?

в почве есть органические и минеральные вещества?

воздух тяжелее воды?

торф не тонет в воде?

смолу делают из песка?

пластмассу делают из торфа?

сталь обладает упругостью?

7. Отметь, какие растения относятся к лекарственным, а какие занесены в Красную книгу.

8. К каким группам относятся нарисованные предметы? (Фрукты жарких стран и грибы)

9. Обведи кружком цифры, которые указывают на значение листопада:

1) Предохраняет растения от перегрева.

2) Защищает растения от вымерзания.

3) Помогает удалять вредные вещества.

4) Предохраняет ветки от обламывания.

5) Защищает растения от высыхания.

10. Узнай о природном явлении по описанию:

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

11. На каждый вопрос найди правильные ответы. Подчеркни их.

Листья всех растений:

а) плоские;

б) сложные;

в) тонкие;

г) имеют листовую пластинку;

д) имеют черешок;

е) имеют жилки.

Крахмал и сахар в зелёных листьях образуются:

а) в темноте;

б) на свету;

в) всегда.

Испаряя воду, листья:

а) перегреваются;

б) охлаждаются;

в) увлажняются.

Хлорофилловые зёрна окрашивают лист в:

а) жёлтый цвет;

б) зелёный цвет;

в) красный цвет.

При образовании питательных веществ в листьях?

Поглощается ___________________, а выделяется_____________

а) кислород;

б) углекислый газ.

12. У ели и сосны листья:

а) никогда не опадают;

б) опадают не одновременно.

13. Заполни таблицу: поставь + в нужной колонке:

Стебель

Растение

Прямостоячий

Вьющийся

Ползучий

Цепляющийся

Горох

Земляника

Подсолнечник

Вьюнок

Рожь

Хмель

14. Обведи кружком цифры, которые указывают на значение стебля в жизни растений:

1) Образование питательных веществ.

2) Передвижение питательных веществ.

3) Соединяет корень с листьями.

4) Выносит листья к свету.

5) Участвует в испарении воды.

6) Участвует в размножении растений.

15. Для каждого предложения найди правильные ответы. Подчеркни их.

Стебель -- это часть растения:

а) надземная;

б) подземная.

Стебли у растений бывают:

а) стержневые;

б) прямостоячие;

в) вьющиеся;

г) прочные;

д) укороченные;

е) сложные;

ж) лазящие;

з) стелющиеся.

Самая широкая и твёрдая часть стебля:

а) древесина;

б) кора;

в) сердцевина.

Вода и минеральные соли передвигаются:

а) от корней к другим органам по древесине;

б) от листьев к другим органам по коре.

Стволы деревьев и кустарников от зимних морозов, холодных ветров и засухи защищает:

а) древесина;

б) кора;

в) сердцевина.

Стебель имеет большое значение в жизни растения. Он:

а) поглощает воду;

б) выносит листья к свету;

в) укрепляет растения в почве;

г) служит опорой;

д) является транспортным путём для питательных веществ.

16. Рассмотри рисунок. Прочитай названия частей цветка. Соедини линиями части цветка на рисунке с их названиями.

Пестик Тычинки Лепестки Цветоножка Чашелистики

Заполни схемы

18. Заполни таблицу. Поставь знак + в соответствующей колонке:

Растение

Опыляет ветер

Опыляют насекомые

Самоопыление

Фасоль

Рожь

Орешник

Яблоня

Огурец

Горох

19. Для каждого предложения найди правильный ответ. Подчеркни его.

Цветок состоит из:

а) чашечки;

б) сердцевины;

в) тычинок;

г) венчика;

д) пестика.

Главные части цветка -- это:

а) лепестки;

б) тычинки;

в) пестик.

У растений семена созревают в:

а) стеблях;

б) плодах;

в) корнях.

Семена разных растений имеют:

а) кожуру;

б) зародыш;

в)завязь.

Зародыш всех семян состоит из:

а) двух семядолей;

б) одной семядоли;

в) корешка;

г) стебелька;

д) почечки.

Семена разных растений прорастают:

а) в разное время;

б) в одно и то же время;

в) быстро;

г) медленно.

Для прорастания семян не требуется:

а) вода;

б) свет;

в) воздух;

г) тепло.

Семена с погибшим зародышем называются:

а) всхожими;

б) невсхожими.

Часть стебля, корня, листа, используемая для вегетативного размножения, называется:

а) черешок;

б) черенок.

мышление школьник умственный недостаточность

20. Заполни таблицы. Поставь знак + в нужной колонке:

Условия прорастания семян

Требуются

Не требуются

Вода

Свет

Воздух

Тепло

Почва

Удобрения

Чем размнож.

Растение

Клубнями

Луковицами

Усами

Черенками

Земляника

Картофель

Чеснок

Смородина

21. Что нужно сделать с семенами, чтобы они проросли?

а) поместить в стакан с водой;

б) положить на свет;

в) вынести воздух;

г) положить в тепло;

д) другое________

22. Для чего стволы деревьев надо укутывать на зиму?

а) чтобы они не вымерзли;

б) чтобы они лучше росли;

в) чтобы их не погрызли дикие звери;

г) чтобы деревьям было тепло;

д) другое________

23. Почему животные живут возле человека?

а) человек их подкармливает;

б) животным это выгодно;

в) животные - друзья человека;

г) другое_____.

За каждый правильный ответ школьники получали 1 балл. Максимальное количество баллов - 99.

90-99 балла - высокий уровень усвоения естествоведческих понятий;

80-89 - уровень выше среднего;

59-79 - средний уровень;

48-58 - уровень ниже среднего;

0-47 баллов - низкий уровень.

Делись добром ;)