Уровень усвоения понятий учащимися старших классов коррекционной школы
2.1 Методики и организация исследования
В экспериментальном исследовании прияли участие 15 школьников - учащиеся 7-х и 8-х классов с интеллектуальной недостаточностью коррекционной школы VIII вида города Читы.
Целью экспериментального исследования являлось изучение уровня усвоения естествоведческих понятий.
Учащиеся получили следующие задания:
1. Вспомни все, что ты знаешь о происхождении осадков. Заполни пропуски заданными подходящими словами или словосочетаниями.
Вопрос |
Ответ |
|
Летом облака состоят из |
||
Зимой облака состоят из |
||
При соединении капель облаков образуются |
||
При соединении ледяных иголочек образуется |
(Снежинки -- из ледяных иголочек; капли дождя -- из капель воды)
2. Вспомни все, что ты знаешь о черных и цветных металлах. Выбери подходящие по смыслу слова и словосочетания и заполни пропуски.
Сталь и чугун......................................................металлы.
Медь и олово.......................................................металлы.
Чугун получают из...........................................................
Цветные металлы..........................и...............................
.........................................хорошо обтачиваемый материал.
(Из железной руды, из боксита, алюминий, олово, черные, твердые металлы, цветные).
3. Вспомни свойства рыхлой и плотной почвы. В следующих предложениях подчеркни правильный вариант ответа, представленный в скобках. Рыхлая почва (мало пор, много пор). Рыхлая почва, плотная почва (больше обогащена воздухом).
4. Подчеркни названия тех полезных ископаемых, которые используются в качестве строительного материала.
(Глина, оконное стекло, гранит, песок, цемент, гравий, торф).
5. Выпиши отдельно в столбики названия полезных ископаемых и изготовляемых из них видов топлива.
Выбрать из: торф, каменный уголь, бензин, жидкое горючее, нефть, керосин, природный газ, брикет.
названия полезных ископаемых |
изготовляемые видов топлива из полезных ископаемых |
|
6. Внимательно прочитай каждое предложение. Определи, правильно ли оно по содержанию? Свой ответ отметь знаком «плюс» в нужном столбике.
вопрос |
ответ |
||
да |
нет |
||
везде ли на Земле есть почвенный слой? |
|||
всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека? |
|||
в почве есть песок и глина? |
|||
в почве есть вода? |
|||
в почве есть органические и минеральные вещества? |
|||
воздух тяжелее воды? |
|||
торф не тонет в воде? |
|||
смолу делают из песка? |
|||
пластмассу делают из торфа? |
|||
сталь обладает упругостью? |
7. Отметь, какие растения относятся к лекарственным, а какие занесены в Красную книгу.
8. К каким группам относятся нарисованные предметы? (Фрукты жарких стран и грибы)
9. Обведи кружком цифры, которые указывают на значение листопада:
1) Предохраняет растения от перегрева.
2) Защищает растения от вымерзания.
3) Помогает удалять вредные вещества.
4) Предохраняет ветки от обламывания.
5) Защищает растения от высыхания.
10. Узнай о природном явлении по описанию:
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
11. На каждый вопрос найди правильные ответы. Подчеркни их.
Листья всех растений:
а) плоские;
б) сложные;
в) тонкие;
г) имеют листовую пластинку;
д) имеют черешок;
е) имеют жилки.
Крахмал и сахар в зелёных листьях образуются:
а) в темноте;
б) на свету;
в) всегда.
Испаряя воду, листья:
а) перегреваются;
б) охлаждаются;
в) увлажняются.
Хлорофилловые зёрна окрашивают лист в:
а) жёлтый цвет;
б) зелёный цвет;
в) красный цвет.
При образовании питательных веществ в листьях?
Поглощается ___________________, а выделяется_____________
а) кислород;
б) углекислый газ.
12. У ели и сосны листья:
а) никогда не опадают;
б) опадают не одновременно.
13. Заполни таблицу: поставь + в нужной колонке:
Стебель Растение |
Прямостоячий |
Вьющийся |
Ползучий |
Цепляющийся |
|
Горох |
|||||
Земляника |
|||||
Подсолнечник |
|||||
Вьюнок |
|||||
Рожь |
|||||
Хмель |
14. Обведи кружком цифры, которые указывают на значение стебля в жизни растений:
1) Образование питательных веществ.
2) Передвижение питательных веществ.
3) Соединяет корень с листьями.
4) Выносит листья к свету.
5) Участвует в испарении воды.
6) Участвует в размножении растений.
15. Для каждого предложения найди правильные ответы. Подчеркни их.
Стебель -- это часть растения:
а) надземная;
б) подземная.
Стебли у растений бывают:
а) стержневые;
б) прямостоячие;
в) вьющиеся;
г) прочные;
д) укороченные;
е) сложные;
ж) лазящие;
з) стелющиеся.
Самая широкая и твёрдая часть стебля:
а) древесина;
б) кора;
в) сердцевина.
Вода и минеральные соли передвигаются:
а) от корней к другим органам по древесине;
б) от листьев к другим органам по коре.
Стволы деревьев и кустарников от зимних морозов, холодных ветров и засухи защищает:
а) древесина;
б) кора;
в) сердцевина.
Стебель имеет большое значение в жизни растения. Он:
а) поглощает воду;
б) выносит листья к свету;
в) укрепляет растения в почве;
г) служит опорой;
д) является транспортным путём для питательных веществ.
16. Рассмотри рисунок. Прочитай названия частей цветка. Соедини линиями части цветка на рисунке с их названиями.
Пестик Тычинки Лепестки Цветоножка Чашелистики
Заполни схемы
18. Заполни таблицу. Поставь знак + в соответствующей колонке:
Растение |
Опыляет ветер |
Опыляют насекомые |
Самоопыление |
|
Фасоль |
||||
Рожь |
||||
Орешник |
||||
Яблоня |
||||
Огурец |
||||
Горох |
19. Для каждого предложения найди правильный ответ. Подчеркни его.
Цветок состоит из:
а) чашечки;
б) сердцевины;
в) тычинок;
г) венчика;
д) пестика.
Главные части цветка -- это:
а) лепестки;
б) тычинки;
в) пестик.
У растений семена созревают в:
а) стеблях;
б) плодах;
в) корнях.
Семена разных растений имеют:
а) кожуру;
б) зародыш;
в)завязь.
Зародыш всех семян состоит из:
а) двух семядолей;
б) одной семядоли;
в) корешка;
г) стебелька;
д) почечки.
Семена разных растений прорастают:
а) в разное время;
б) в одно и то же время;
в) быстро;
г) медленно.
Для прорастания семян не требуется:
а) вода;
б) свет;
в) воздух;
г) тепло.
Семена с погибшим зародышем называются:
а) всхожими;
б) невсхожими.
Часть стебля, корня, листа, используемая для вегетативного размножения, называется:
а) черешок;
б) черенок.
мышление школьник умственный недостаточность
20. Заполни таблицы. Поставь знак + в нужной колонке:
Условия прорастания семян |
Требуются |
Не требуются |
|
Вода |
|||
Свет |
|||
Воздух |
|||
Тепло |
|||
Почва |
|||
Удобрения |
Чем размнож. Растение |
Клубнями |
Луковицами |
Усами |
Черенками |
|
Земляника |
|||||
Картофель |
|||||
Чеснок |
|||||
Смородина |
21. Что нужно сделать с семенами, чтобы они проросли?
а) поместить в стакан с водой;
б) положить на свет;
в) вынести воздух;
г) положить в тепло;
д) другое________
22. Для чего стволы деревьев надо укутывать на зиму?
а) чтобы они не вымерзли;
б) чтобы они лучше росли;
в) чтобы их не погрызли дикие звери;
г) чтобы деревьям было тепло;
д) другое________
23. Почему животные живут возле человека?
а) человек их подкармливает;
б) животным это выгодно;
в) животные - друзья человека;
г) другое_____.
За каждый правильный ответ школьники получали 1 балл. Максимальное количество баллов - 99.
90-99 балла - высокий уровень усвоения естествоведческих понятий;
80-89 - уровень выше среднего;
59-79 - средний уровень;
48-58 - уровень ниже среднего;
0-47 баллов - низкий уровень.