Условия адаптации первоклассников к школе

курсовая работа

1.1 Проблема адаптации в отечественной психологической литературе

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней - от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов практически одинаково определяют адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [17, с.215; 16, с.168; 14, с.546]. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде; для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой; рассмотрение адаптации как результата приспособительного процесса; рассмотрение адаптации как "цели", к которой "стремится" организм [14, с.40].

В данном случае актуально понятие адаптации как процесса, при котором организм приспосабливается к среде. Так же имеет место понятие социальной адаптации: «социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование» [19, с. 12]. В широком смысле «школьная адаптация» -- «это приспособление ребенке к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности»[21, с.4]. При этом важно, чтобы приспособление было осуществлено ребенком без внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, снижения самооценки.

Одним из важнейших условий, влияющих на адаптацию к школе является готовность ребёнка к школьному обучению. Многие исследователи придают этому вопросу особое значение и разработали критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки, развития речи, математического развития, нравственно-волевого воспитания, воспитания готовности к позиции школьника.

Школьная адаптация понимается в современной психолого-педагогической литературе как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Эффективность адаптации в существенной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственным, тревожным, начинает плохо учиться. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, ребенок с высоким уровнем тревожности неадекватно воспринимает отношения с одноклассниками и учителем, у него появляется чувство неуверенности, снижается самооценка.

Школьная дезадаптация - «невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемому данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [27, с.48]. Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие: отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему; неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека; негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков; деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности; тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития [4, 22, 27].

Поведении детей, не прошедших успешно адаптацию к школе выражается в нервно-психической неустойчивости. Рост напряжения, чаще всего, сопровождается эмоциональным возбуждением. Ребенок волнуется, теряется, впадает в панику, теряет контроль над ситуацией и своим поведением. В такой напряжённой ситуации ребёнок должен найти разрядку. Результатом разрядки станет агрессия, направленная на одноклассников, учителя. Некоторые школьники отличаются замкнутостью, отрешённостью, погружаются в себя. Такое состояние ребёнка должно насторожить взрослого, так как имеет место угроза глубоких психических изменений. Возникает проблема сохранения психического здоровья школьников [ 27, 15, 21].

Одним из условий успешности профилактики и коррекции школьной дезадаптации является четкое понимание того, что она отражает не слабость ребенка и не только недостатки школы или семьи, а является следствием нарушения отношений в системе «школа - ребенок - семья - общество».

Делись добром ;)