Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания

курсовая работа

Особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста в зависимости от типа личности.

В ходе подготовки к проведению исследовательской работы нами было предположено, что учет типа личности каждого из детей группы поможет разделить их на подгруппы. В соответствии с этим, нами была выдвинута гипотеза о том, что учет типа личности ребенка в процессе воспитания в первую очередь повлияет на повышение уровня психологического комфорта, и повышения его статуса в группе.

Для определения уровня психологического комфорта нами была использована методика «Несуществующее животное» (см. приложение 1), в которой основное внимание было уделено беседе с ребенком о нарисованном им животном, а именно вопросам о месте обитания животного и о наличие у животного друзей, их количестве. Большая часть детей указала, что их несуществующие животные живут на открытых пространствах и у них очень много друзей, однако, несколько детей сказали, что их животные живут в норах и повалах, и что друзей у них нет.

Для определения статуса ребенка в группе мною был использован метод «Социометрии» (приложение 3; таблица 1).

Для определения типа личности ребенка я использовала вопросы, определяющие уровень экстраверсии и интроверсии из подросткового опросника Айзенка (приложение 2).

В ходе проведения исследования было установлено, что трое из десяти детей имеют интровертный тип личности, а семеро - экстравертный. В соответствии с полученными данными мною были предложены следующие методы для работы с детьми этих типов: относительно интровертов воспитателю было рекомендовано не торопить их с принятием решения в какой-либо ситуации, предлагать им поиграть в тихие спокойные игры, не требующие быстрого переключения с одного вида деятельности на другой; для экстарвертов же наоборот было предложено занимать их как можно более активными видами совместной деятельности, требующей частой смены видов действий и большого количества общения с окружающими людьми.

Через две недели мною был проведен итоговый срез результатов с помощью метода «Социометрия». Результаты представлены в приложении 3 таблице 2.

Используя в ходе обработки полученных результатов g-критерий знаков, мы можем сделать вывод о том, что учет типа личности ребенка в процессе воспитания приводит к улучшению его положения в группе.

Заключение.

В завершение можно сделать вывод о том, что тему о влиянии учета типа личности в различных видах деятельности следует развивать и раскрывать в дальнейшем. Что главная роль в воспитании ребенка отводится в первую очередь родителям и самому близкому окружению ребенка, и только потом воспитателям в детской саду, учителям в школе и т. д.

В ходе исследования мною было установлено, что учет типа личности ребенка в процессе воспитания имеет достаточно весомую роль в развитии личности в целом, так как влияет на умение устанавливать контакты с другими детьми даже у интровертов, для которых пойти на контакт с человеком достаточно трудная задача. В заключительной части второй главы мною были даны рекомендации по организации деятельности детей двух типов - экстравертов и интровертов. Озвучу их еще раз: интровертов рекомендуется не торопить их с принятием решения в какой-либо ситуации, предлагать им поиграть в тихие спокойные игры, не требующие быстрого переключения с одного вида деятельности на другой; экстарвертов же наоборот следует занимать как можно более активными видами совместной деятельности, требующей частой смены видов действий и большого количества общения с окружающими людьми.

Список использованной литературы.

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студ. сред. и выш. учеб. Заведений. - Ростов-н/Д: «Учитель», 1999.- 560с.

2. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 - 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология» ; №10).

3. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 1984 - 256с.

4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. - 240с.

5. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985 г. - 112с.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. - 432с.

7. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. - 432с.

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.

10. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш.шк.; 1990-576с

11. Леонгард Карл Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. - 544с.

12. Д. Шарп Психологические типы Юнговская типологическая модель. Перевод с английского В. Зеленского. 2 изд-е, перераб. и доп. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 216с.

13. «Популярная психология для родителей» под редакцией А.А.Бодалева, М.: Педагогика 1998г. - 536с.

14. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.: Просвящение 1990г. - 382с.

15. К. Г. Юнг: Психология бессознательного. М.: Канон. 1995 - 428с.

16. Какого типа ваш ребенок?/Пол Д. Тайлер, Барбара Бэррон-Тайлер; пер. с англ. А. Г. Вронской. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 429с.

17. Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для тех, кто любит детей. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 208с.

18. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособ. для студ. выш. учеб. заведений. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. - 256с.

19. Воспитание и обучение ребенка шестого года жизни: кн. для воспитателя дет. сада/ Н. А. Ветгулина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина, и др.: под. ред. Л. А, Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 160с.

Делись добром ;)