Факторы, определяющие потребности общения взрослых людей в социальных сетях

дипломная работа

1.1 Потребность как условие деятельности человека

Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности).

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Существует множество классификаций потребностей. Классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные. К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.). К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании. Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как "пирамида Абрахама Маслоу". Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избегать эмоции страха), выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализации.

Человек сознает свободу своих действий, и ему кажется, что он волен поступать так или иначе. Но познание человеком истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Человек далеко не всегда осознает истинные мотивы своих поступков и глубинные причины его поступков. Как говорил еще Фридрих Энгельс "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей".

Внутри медицины существует замечательная, очень конструктивная модель, оторванная от представлений практической медицины, которая состоит в следующем: болезнь есть нарушение нормального (оптимального) способа реализации потребностей. А поскольку свобода -- это возможность реализовывать разумные потребности человека, постольку болезнь связана с нарушением этих свобод. Здоровье -- удел свободных.

Потребность -- объективная необходимость в веществах, энергии, информации, испытываемая человеком как живой системой.

Таким образом, потребность всегда выступает как дефицит чего-либо и как активное действие поступков человека.

Есть люди, которые не знают, что им нужно и не могут этого найти.

Потребности и поиск способов их удовлетворения, конечно же, принадлежат организму. Внешняя среда участвует в удовлетворении потребностей и без нее не обойтись. Если в атмосфере нет кислорода -- сколько не осознавай -- не поможет.

Можно предположить, что, поскольку люди входят в системы, то проблемы возникают не только от нарушения реализации индивидуальных потребностей, но и от нарушения реализации потребностей системы.

Никто не осознает своих потребностей с момента рождения. Осознание происходит постепенно, благодаря практике и экспериментированию. Некоторые потребности остаются неосознанными, некоторые блокируются в процессе социализации -- адаптации ребенка к жизни в обществе.

Те потребности, которые выглядят плохими или опасными, на самом деле естественны. Просто способы их реализации социально неприемлемы. Социализация происходит сочетанием поощрения и наказания. Адекватная социализация направлена на поиск общественно приемлемых способов реализации потребностей и способствует физическому и психическому здоровью. Травмирующая направлена на блокирование, остановку реализации потребностей и способствует возникновению болезней.

Эмоции отражают состояние реализации потребностей. Если реализация не происходит -- эмоции отрицательные, если происходит -- положительная. Люди пытаются что-то сделать со своими эмоциями, не заботясь о потребностях. Многие направления психотерапии имеют свои способы обращения с потребностями, как отдельного человека, так и системы людей.

Существует множество классификаций потребностей человека. Возможно, все они хороши как модели для определенных целей. Но любая попытка загнать в определенные рамки все многообразие человеческой жизни неизбежно приводит к искажениям. Перлз писал, что люди имеют тысячи потребностей на чисто физиологическом уровне и тысячи потребностей на социальном. И все же достаточно условно их можно разделить следующим образом.

1. Потребности, связанные с движением наружу, за пределы, за психические и физические границы человеческого организма.

Человек в одинаковой мере нуждается как в существовании такого движения, так и в его прекращении. Например, организм нуждается в выведении вредных и токсичных веществ и в сохранении питательных. Для организма важно потеть, но важно не истекать кровью. Важно выражать себя, и важно сохранять свою психическую целостность. Опыты по сенсорной депривации, когда физические границы исчезают, приводят к безумию.

Потребности, связанные с движением наружу -- это агрессивные потребности. Агрессия -- это движение вперед, движение к чему-либо. Социально приемлемые формы агрессии обществом поощряются и поддерживаются, более того, они способствуют всестороннему развитию общества. Например, поступление в высшее учебное заведение, или победа на олимпийских играх -- это достаточно агрессивные действия. Также, как признание кому-либо в любви. Более того, эти действия сопровождаются большим возбуждением, большим подъемом энергии. И эта энергия направляется в социально приемлемое русло. Это -- экологичная социализация агрессивных потребностей. Социализация с учетом интересов отдельного человека и социума в целом. Именно в экологичной социализации состоит смысл адекватного воспитания. Ведь подойти и сказать "я тебя люблю" не менее агрессивно, чем "я тебя ненавижу". И то, и другое -- "движение к...", и то, и другое -- нарушение чьих-то границ. Любопытно, что общество регламентирует, помещает в определенные рамки, требует социализации всех агрессивных потребностей человека -- и физических, и психических. Например, люди стремятся управлять тем же самым потоотделением.

2.Потребности, связанные с движением внутрь, рецептивные потребности.

Для поддержания своей жизнедеятельности человек нуждается в проникновении внутрь его границ различных веществ, информации, энергии. В этом случае его психические или физические границы должны становиться проницаемыми. В не меньшей степени человек нуждается в защите своего внутреннего пространства, и психического и физического, от всего опасного и чужеродного. В этом случае его границы должны быть закрыты. Очевидно также, что, как агрессивные потребности человека нуждаются в адаптации, приспособлении к внешней среде, социализации, так и все, проникающее внутрь, нуждается в "индивидуализации", в приспособлении к конкретным потребностям конкретного человека. Иными словами, все поступающее извне требует активной переработки. Требует агрессивного воздействия.

3. Внутренние потребности

Жизнедеятельность организма подразумевает цикличность множества различных процессов: начиная от незаметных биохимических и заканчивая более осознаваемым чередованием сна и бодрствования, напряжения и расслабления, левополушарной и правополушарной активности.

Потребности меняются с течением жизни и с изменением условий жизни.

"Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более духовные. Так, шаг за шагом человек приходит к потребности в самоактуализации -- наивысшей из них" - утверждал А. Маслоу.

Самоутверждение является необходимым аспектом активности Я, реализующим сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы. Оно может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности.

Творчество состоит в создании чего-то неведомого из кирпичиков уже известного. Раньше, когда человечеству были нужнее исправные винтики и гвоздики, возникновение нового было скорее опасным, чем созидательным. Однако большинство современных систем образования способствуют ликвидации творческих способностей. В среднем людей в течение 15-17 лет, сначала в школе, а потом в институте поощряли за изучение правил и наказывали за творческие импульсы. В итоге в психике намертво закреплено: правила -- хорошо, творчество -- опасно и недостижимо.

А. Маслоу считает, что причин почему самоактуализирующихся людей немного несколько:

¦ неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение физиологических и духовных потребностей;

¦ незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию;

¦ чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности -- отрицательными, а затем -- в случае ее удовлетворения -- положительными.

Считается, что то самое ощущение счастья, которое люди всю жизнь ищут, связано с воспоминаниями о своей детской целостности. С переживанием того, что когда-то был собой и все, не нуждался в том, чтобы себя лечить, переделывать или совершенствовать. И это состояние неизбежно разрушается, похоже, что у всех. Дальнейшая жизнь посвящена возвращению в это состояние. Люди стараются найти кого-нибудь, кто принимал бы их "такими, как они есть": друга, терапевта, партнера, спутника жизни, некую высшую силу, наркотик или даже смерть.

Поиск этого принятия рождает разного рода зависимости от "принимающих" и насилие над "не принимающими". И основную потребность человека можно представить как возвращение к себе целому.

Делись добром ;)