Феноменология нормативных кризисов пожилого возраста

курсовая работа

1.2 Возрастные задачи старости

Начнем с определения возрастных границ данного периода жизни. Прежде всего, отметим, что можно говорить только лишь о выделении условных границ, поскольку скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Тем более что восприятие собственного возраста самим человеком может существенно отличаться от календарного. Кроме того, процесс старения связан не только с биологическими изменениями, но и во многом с социально-культурными условиями. Поэтому при определении возрастных границ старости следует, на наш взгляд, основываться на качественном изменении социальной ситуации и социальных ролей человека.

За условные границы старости будем принимать 55 - 65 лет, т.е. возраст ухода на пенсию. Хотя, безусловно, выход на пенсию, как и возраст, не может быть единственным маркером данного периода, поскольку иначе к какой возрастной группе следует относить работающих людей 80 - 90 лет?

Следует отметить, что некоторыми авторами выделяется пожилой возраст, который в одних случаях включается в старость, в других - рассматривается как ей предшествующий. Признавая разумность выделения в старости периода, называемого пожилым, мы полагаем деление старости на периоды невозможным.

Однако, как отмечала М.В. Ермолаева[8;13] старость играет специфическую роль в системе жизненного цикла человека. Только с позиции старости, по ее мнению, можно понять и объяснить жизнь данного человека как целое, ее смысл и ценность для предшествующих и последующих поколений. Действительно, только в старости можно увидеть, был ли человек по-настоящему счастлив или несчастлив, сумел ли он воспитать детей, оставил ли после себя какой-нибудь след, выполнил ли свою жизненную задачу и отношение человека к старости во многом является критерием его нравственности. Конфуций полагал, что отношение людей к старости составляет основу человеколюбия; без которого немыслимо идеальное общество. Поэтому необходимость заботы о старших, пожилых людях, особенно о родителях проходит красной нитью через все его рассуждения. Возможно, именно сейчас пришло время для появления новой концепции осознания старости, основанной не на вынесенном из прошлого образа слабости тела и ума, а на возможностях современного общества. И основой этой концепции должно стать рассмотрение старости как периода развития со своими специфическими для старости задачами.

Как утверждает В.Франкл[18;14], «задача, которую человек должен исполнить в жизни, принципиально существует всегда и никогда не является невыполнимой». Понятно, что выполнение жизненной задачи переплетается с разрешением специфических задач развития старости.

Предназначение старости на наш взгляд, должно выводиться из теории Э.Эриксона[22;14]. По его мнению, конечной стадией жизненного цикла является психосоциальный конфликт «целостность против отчаяния». Основная необходимость в этом периоде - убедиться в ценности прожитой жизни. Люди должны оглянуться назад и пересмотреть свои достижения и неудачи. Соответственно фокус внимания должен сдвинуться от будущего к прошлому опыту. Это становится возможным только тогда, когда успешно завершались предыдущие стадии. И если жизнь человека была пронизана заботой об окружающих людях, творческими взлетами и падениями, то теперь человек может спокойно и смиренно оглядеть свою прошлую жизнь и твердо сказать: «Я доволен». Э. Эриксон[22;14] отмечал несколько составляющих такого состояния -- это принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания, жизненного пути других; ощущение «вселенского» единства с людьми разных времен и народов, когда каждый из встреченных людей кажется родным и чем-то близким.

При обсуждении задач развития в старости нужно также опираться, на положение. В И. Слободчикова[16;15] в том, что с одной стороны, в это время очень важно осознать необходимость работы по завершению того, что может быть завершено. А с другой - ощутить границы возможного и принять несовершенство, как самого себя, так и окружающего мира. Из этого положения вытекает важнейшая задача старости - выполнение тех жизненных «заданий» (семейных или социальных функций), которые не выполнялись или недостаточно хорошо выполнились в течение предыдущей жизни. Задача развития часто носит характер вынужденности, т.е. выполняется не по доброй воле человека, а вследствие тех или иных обстоятельств. Внешне она выглядит как жизненная трудность, которую человеку приходится преодолевать.

Из перечисленных теорий в заключении можно сказать, что живые системы стареют под влиянием интенсивных жизненных процессов, а старение ускоряется или замедляется по законам физики в зависимости от динамики процессов на уровне клетки, тканей, целого организма.

Феноменология старости - циклы жизни организмов, уменьшение функций; ухудшение качества и роль в процессе качественного необратимого роста. Перед каждым человеком в старости встают вопросы о смысле и образе дальнейшей жизни, о выработке собственного отношения к старости и собственной установки. Поведение человека перед лицом старости зависит от зрелости его взглядов на жизнь. Важно, что человек несет в себе, какова система его жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя его личности.

Возможно, именно сейчас пришло время для появления новой концепции осознания старости, основанной не на слабости тела и ума, а на возможностях современного общества. И основой этой концепции должно стать рассмотрение старости как периода развития со своими специфическими для старости задачами.

Глава 2. Нормативные кризисы пожилого возраста

Делись добром ;)