Формирование коммуникативных навыков через развитие взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре

курсовая работа

2.2 Рекомендации по организации сюжетно - ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляют в двух направлениях:

Создание необходимой игровой среды.

Непосредственное руководство играми детей.

После проведенной диагностики, нами была реализована формирующая работа по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру.

С помощью родителей оборудована игровая среда. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовали вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводили показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей начинаем играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за действиями. Продолжаем игру, а затем передаем куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаем внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Используем такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём - введение в игровую ситуацию использовали и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Для обогащения игр детей подбираем простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание.

В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовали в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой говорим: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем последовательно одеваем куклу. При этом обращаем внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детей активней участвовать в игре.

В плане воспитательной работы уделяли большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно - отобразительной игры детей с разными игрушками.

Однако для развития игры недостаточно только хорошего оснащения группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Пример одной из сюжетно-ролевых игр, реализованных нами с детьми, представлен в приложении (см. Приложение 1).

Наблюдение за игровой деятельностью детей в старшей группе, после формирующей работы, показало, что дети стали реже обращаться за помощью к воспитателю, чаще стали выполнять действия определяемые ролью (если ребёнок играет роль врача, то он не будет готовить за повара). Конфликты встречаются, но уже не так часто.

Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали следующее. Дети стали играть. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки, игровые интересы устойчивы. Широко используют атрибутику игры, игрушки заместители, применяют воображаемые действия (ладони - чашка). Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз с начала. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Роль воспитателя - это роль скрытого руководства. Самостоятельно распределяют роли, конфликтные ситуации разрешают самостоятельно. Используют развёрнутую ролевую речь на всём протяжении игры. Соблюдаются заранее оговорённые правила.

Рис.2.Уровень развития коммуникативных навыков до и после проведения формирующего этапа эксперимента

На основании проведенного исследования, нами были разработаны рекомендации по организации игрового взаимодействия в сюжетно - ролевой игре с целью формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста для воспитателей:

Перспективное планирование игровой деятельности на учебный год.

Подбор и изучение необходимой методической литературы по данному вопросу.

Содержание игровых зон в помещении группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, универсам, библиотека и т.д.

Приобретение новых игрушек для формирования стимула у детей к игре.

Подготовка, изготовление атрибутов, оборудования для игры (дорожные знаки, фартуки, муляжи овощей, фруктов и т.д.)

Знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы).

Оформления альбомов по данной теме игры («Наши космонавты», «Поход в цирк», «Наши мама и папа трудятся» и т.д.)

Составление с детьми творческих рассказов на заданную тему («Как я живу дома»).

Показ способов действий. Обыгрывания оборудования к игре. (Театрализация прочитанного художественного произведения, например: сказка К.Чуковского «Айболит»).

Изготовление вместе с детьми игрушек-самоделок для игры (термометров, рулей, эмблем, кукольной мебели и т.д.)

Изготовление сундука с предметами-заменителями (куски ткани, палочки, пластиковые бутылки, коробки и другой бросовый материал).

Проведение консультаций для родителей по организации игры дома.

Проведение недели игры в группе с последующей выставкой фото играющих детей.

Рекомендации по организации игровой деятельности в подготовительной группе:

- формируем у детей навыки совместной игры на уровне продолжительных отношений, умение развивать сюжет игры, переходя от бытовых сюжетов к общественным и производственным;

- учим объединять в игре несколько сюжетов и развивать игровые линии по нескольким направлениям;

- совершенствуем игровые действия, учим устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в многоролевой игре (до 5 детей);

- обогащаем жизненные впечатления детей для расширения тематики игр, игровых сюжетов;

- побуждаем к отражению в играх различных сторон действительности (труд взрослых, их взаимоотношения, явления бытовой, общественной и производственной жизни);

- привлекаем детей к исполнению в игре различных ролей, побуждаем действовать в соответствии с ролью;

- оцениваем умение ребенка не выходить за рамки выбранной роли;

- учим детей предварительно планировать будущую игру, выполнять определенные правила, соответствующие логике сюжета;

- учим действовать в воображаемых ситуациях с использованием разнообразных предметов-заменителей;

- формируем умение пересказывать содержание игры, высказывать отношение к персонажам;

- используем игру в воспитании положительных личностных качеств. Методические приемы:

1. Обыгрывание новых игрушек.

2. Показ игровых действий лишь воспитателем и с привлечением детей.

3. Участие воспитателя в игре в главных и второстепенных ролях.

4. Совместная игра с ребенком.

5. Отраженные игровые действия.

6. Копирование игровых действий и перенос их в другую игру.

7. Наблюдение в быту и в учебной деятельности.

8. Иллюстрация сюжета игры (картинки, схемы).

9. Оценка игры в целом и отдельных действий ребенка.

10. Самостоятельные действия по словесной инструкции.

11. Чтение художественного текста с последующим игровым воспроизведением прочитанного.

12. Организация совместной многоролевой игры.

13. Самостоятельные действия ребенка с опорой на помощь педагога.

14. Организация игры драматизации по знакомой сказке или рассказу.

15. Предварительное оговаривание сюжета игры и развитие замысла.

16. Активизация жизненного опыта детей.

Рекомендуемые нами сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе: «Столовая», «Семья», «День рождения в семье», «Поликлиника», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Театр», «Ателье», «Магазин», «Библиотека», «Поездка в метро». «Поездка по железной дороге», «Вокзал», «Почта», «Фотография», «Школа».

Методические рекомендации для родителей.

Для всестороннего развития, расширения кругозора и обогащения речевого словаря детей родителям рекомендуется:

Необходимо приобретать новые игрушки для игровой деятельности детей дома. (Набор «Парикмахер», «Доктор», кукольная мебель, посуда. Муляжи овощей, фруктов, машины, куклы, фигурки домашних и диких животных, различные конструкторы, дидактические игры для счета, развития мышления, памяти и т.д.)

Играйте вместе с детьми. Будьте детям партнерами.

Создавайте игровые ситуации во время приготовления пищи, уборки квартиры. (Например, поиграйте в игру «Семья». Предложите ребенку роль мамы или папы в доме, дайте поручения выполнить несложную работу по дому).

При посещении общественных мест (магазин, банк, почта, музей, театр и т.д.) обращайте внимание ребенка на профессии людей, их орудия труда, действия, диалог. Предложите ребенку поучаствовать в покупке продуктов в магазине, открыток на почте и т.д.

Знакомьте детей с трудом взрослых по книгам, с помощью наблюдений на улице (милиционер, дворник, продавец на рынке и т.д.)

Обращайтесь за консультацией к воспитателям и другим специалистам.

На основе проведенного исследования, мы можем сделать выводы о том, что гипотеза нашла свое подтверждение, так правильно организованная сюжетно-ролевая игра способствует активизации коммуникативных навыков и формированию гармоничных межличностных отношений старших дошкольников. Эффективность формирования навыков взаимодействия в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит: от организации предварительной работы; от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности; от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И.Кононова, Г.И.Радвил) [23,c.14].

Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования коммуникативных навыков взаимодействия у старших дошкольников:

расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;

формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;

осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих.

Делись добром ;)