Формирование личности детей-сирот в условиях отдыха в детском оздоровительном лагере

курсовая работа

1.2 Особенности формирования личности младшего школьника

Проблемами развития младших школьников занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Э.Эриксон,И.Ю. Кулагина и многие другие.

И.Ю. Кулагина Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет(. _ М., 1997. - С.122 называет младший школьный возраст вершиной детства, т.к. ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Значимой деятельностью для ребенка становится учение. В связи с этим младший школьник приобретает новый социальный статус, меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Важнейшей особенностью развития младшего школьника является кризис 7 лет. Это связано с открытием значения новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Даже если это желание появляется у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995. - С.93, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка.

Изменение самососознания приводит к переоценке ценностей. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу на смену им приходят новые. Вместе с тем маленький школьник с увлечением продолжает играть и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни в школе.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы младшего школьника наблюдается и в осознании ребенком своих переживаний. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский назвал обобщением переживаний.

Цепь неудач или успехов, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком , по мнению Кулагиной И.Ю., приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувство собственной значимости, компетентности, исключительности. Автор утверждает, что в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет(. _ М., 1997. - С.122

Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Л.И. Божович Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995 -С.97 выделяет смысловую ориентировочную основу поступка, которая является звеном между желанием что-нибудь сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Младший школьный возраст, по мнению Кураева Г.А. Кураев Г.А. , Пожарская Е.Н. Леккции по курсу «Возастная психология»: Ч.1.Ростов н/Д, 2001. - С.148 является сензитивным для развития таких личностных качеств ребенка как трудолюбие и самостоятельность. Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с из зависимостью от взрослых, поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности.

С одной стороны, утверждает автор, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Для того, чтобы ни та, ни другая тенденция не возобладала, необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

В школьные годы круг друзей ребенка расширяется, а личные привязанности становятся более постоянными. На качественно более высокий уровень переходит общение младшего школьника.

В начальный период обучения в школе, в возрасте 6-8 лет, впервые образуются неформальные группы детей с определенными правилами поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему составу.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки.

А.М. Прихожан Прихожан А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.,1980. - С.18 отмечает, что при поступлении ребенка в школу не только увеличивается количество правил и норм, которым ребенок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребенку других людей, в первую очередь взрослых. Вследствие этого у маленького школьника развивается активное стремление следовать указанным нормам и правилам, а также повышенный интерес к содержание моральных норм, к тому, «как надо поступать». Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая роль - проводника требований взрослых - новая для ребенка. Как показывают исследования, иногда она положительно влияет на выполнение требований самими детьми.

Исходя из сказанного, как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. для этого необходимо, во-первых, сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявляемых ребенку моральных правил: четко выделить, какие конкретно навыки и умения способствуют выполнению данного требования, расчленить их на простые действия, которые ребенку сравнительно легко освоить, и «упражняться» в каждом действии, подкрепляя даже незначительный успех положительной оценкой. СлавинаЛ.С. Роль мотивов и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений//Вопросы психологии личности школьника. - М.,1961

Во-вторых, так развивать отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. требуется доводить до сознания ребенка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им.

в-третьих, развивать саму произвольность поведения, умение действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

На основании изученной литературы можно сделать вывод:

Младший школьный возраст играет большое значение в формировании нравственных качеств личности: - усвоении норм поведения, трудолюбия, самостоятельности.

Центральным личностным новообразованием становится «внутренняя позиция».

Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни младшего школьника. В младшем школьном возрасте формируется новый вид общения, впервые образуются неформальные группы детей.

Вместе с тем самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, поэтому данный возраст может стать переломным, критическим для формирования самостоятельности.

Как основную задачу нравственного воспитания в младшем школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения.

Определив задачи формирования личности младшего школьника, мы увидели, что большие возможности в этом направлении имеет детский оздоровительный лагерь как образовательное пространство, что и будет доказано нами в следующих частях работы.

Вместе с тем перед нами встал вопрос: - «Есть ли особенности в развитии личности ребенка-сироты, как они соотносятся с общепсихологическими закономерностями?» Рассмотрению данной проблемы мы посвятим следующий параграф.

Делись добром ;)