Формирование личности детей-сирот в условиях отдыха в детском оздоровительном лагере

курсовая работа

2.1 Воспитание как приобретение жизненно важного социального опыта

Как указывалось выше, педагогика каникул - совокупность педагогических стратегий и технологий, обеспечивающих свободу самоопределения и саморазвития ребенка в интересной для него деятельности и создающих наиболее широкие возможности приобретение жизненно важного социального практического опыта в условиях жизни в детской общности вне дома и школы. Смыслы и значения философии и педагогикиканикул// Новые ценности образования Философия и педагогика каникул Вып. № 8. - М, 1998

Естественно возникает вопрос, что означает понятие « жизненно важный социальный опыт»?

Определить основные направления ДОЛ по воспитанию детей сирот нам помогла статья М. Миркес «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома. М. Миркес «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома // На путях к новой школе. - 2001 г. № 2

Автор, изучая опыт работы детских домов, выявил те проблемы, которые возникают в этих коллективах, проблемы в развитии детей, связанные с социальной депривацией.

В качестве 1-й проблемы автор выделяет:: «ОБРАЗ БУДУЩЕГО»

В процентном соотношении ко всем детям-сиротам подавляющее большинство составляют социальные сироты, сироты при живых родителях. Их родителей лишают родительских прав за асоциальный и аморальный образ жизни. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, имеют очень много негативного опыта.

В беседах с детьми и по наблюдениям над ними выяснился такой факт, что многие дети жалеют, что их забрали в детский дом, они любят своих мам, и вместе с тем удивляются хорошим отношениям, т.к. для них асоциальные и аморальные отношения - норма. Они очень плохо представляют себе дальнейшую жизнь.

Решение проблемы «образ будущего» психологи видят в создании яркого, соблазнительного, положительного образа будущего.

Для решения этой проблемы мы обратились к опыту работы лучших ДОЛ РФ.

Лучшие лагеря нашей страны опираются на опыт А.С. Макаренко, на метод «перспективы», «завтрашней радости». В опыте ДОЛ «Маяк», «Прометей», «Орленок» большое место уделяли коллективному планированию жизни лагеря. И.П. Иванов заметил, что дети охотно выполняют не то, что им придумали взрослые, а то, что они придумали сами Иванов И.П. Воспитание коллективистов-организаторов/Педагогический Поиск. - М, 1992 . Коллективное планирование жизни отряда предлагает ребятам такой жизненный навык, как целеполагание, проектирование и обустройство своей жизни.

Нам также показался интересным опыт ДОЛ «Четвертый мир», «Восход». В ДОЛ «Четвертый мир» проводится игра «Бизнес - стрит». !-я часть игры - создание «фирм» и их презентация; 2-я часть игры - «Деятельность фирм». В 1-й части все дети участвуют в игре «Город Аттракционов», где зарабатывают «деньги», а во второй части игры дети тратят деньги, покупая услуги «Фирм».

В ДОЛ «Восход» лагерь представляется как модель государства «Вольный ребячий город «Восход».

В лагере вводится собственная «валюта» - «истры», вместе с детьми формируется «Биржа труда», где дети могут заработать деньги, «Перечень платных услуг», где можно потратить деньги, также утверждается «Закон о штрафах». Методические материалы ДОЛ «Четвертый Мир», «Восход» - рукопись

На практике в лагере мы решили экспериментально проверить именно такие формы работы с детьми-сиротами.

2-ю проблему М. Миркес называет как «поломатое детство» Миркес М. «Рабочие» и «нерабочие» проблемы детского дома // На путях к новой школе. - 2001 г. № 2.

Суть ее состоит в том, что у детей-сирот много опыта зла.

Как решение данной проблемы автор предлагает следующее:

Имея опыт зла - тоньше чувствуют ДОБРО.

Умение добывать деньги превратить в позитив.

«Многовидение» превратить в многоумение.

На наш взгляд педагогическими средствами решения данной проблемы могли стать:

организация самоуправления,

труда,

туризма как школы житейских навыков.

Анализ педагогической литературы выявил, что в методике воспитания хорошо обоснована третья позиция, книг по методике туристской работы с детьми достаточно, особенно наше внимание привлекли книги А.А. Остапца Остапец А.А. В походе юные. - М, 1989, который руководит детским турклубом «Родина», инструкторов детского туризма И.А. Верба и В.М. Куликова Туризм в школе: Книга для руководителя путешествия / И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г. Рябов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 160 с. подробно описавших методику работы с детским туристским коллективом. На основе изучения данных книг мы составили проект туристской работы с детьми в лагере.

К сожалению, о самоуправлении детей сегодня литературы практически нет. Методическую помощь нам могли оказать только книги о деятельности ДОЦ «Орленок» Салют, «Орленок!». - М, 1982, можно ли наладить такую работу с детьми-сиротами, мы не знали. Поэтому в проект решили внести только социо-экономическую игру «Вольный ребячий город».

О важности детского труда мы знаем из работ А.С. Макаренко, поэтому в проект работы отряда лагеря мы внесли традиционные трудовые дела: самообслуживание, уборка территории.

Также нас заинтересовал опыт лагеря ДОЦ «Прометей» г. Липецк, где были названы экологические дела для ребят. Шмаков С.А. Знай и люби природу // ПК-Консультант. Приложение к газете «Педагогический калейдоскоп». - 1998, май

В процессе работы мы выявили основные средства работы с детьми, накопленные педагогикой каникул. К ним можно отнести:

социо-экономические игры «Бизнес-стрит», «Вольный ребячий город»; позволяющие организовать самоуправление,

труд, в первую очередь экологический;

туризм как школу житейских навыков.

Опыт лучших детских лагерей страны «Маяк», «Орленок», «Прометей» убедил нас, что вышеперечисленные средства воспитательной работы позволяют сформировать у ребенка жизненно необходимые социальные навыки

целеполагание,

проектирование и обустройство своей жизни,

самостоятельность,

культурное самоопределение,

ознакомление с экономическими и правовыми отношениями общества.

Известно, что развитие личности происходит в деятельности и общении Васильева З.И. Логико-структурный курс педагогики. - Алма-Ата, 1986 г.. Рассмотрев основные виды деятельности как средства педагогики каникул, мы теперь обратимся к рассмотрению общения.

Делись добром ;)