Формирование родительского отношения к детям с ОВЗ (дети с нарушением слуха)

диссертация

1.2 Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с нарушением слуха

Развитие специального образования в РФ насчитывает порядка 200 лет истории. В период обучения событий до 1917 г. детей с ОВЗ проходило часто частными благотворительными обществами. Но, 1 - я специальная школа, созданная в 1806 году, была школой для глухих детей В.И. Флери в Санкт-Петербурге [16].

В период до революции, имевшиеся в нашей стране специальные учреждения строили обучение детей на основе выделения и разграничения четко явных дефектов: глухота, отсутствие зрения, умственная отсталость [16 Ботов].

С нашей точки зрения в границах вышеупомянутой работы уникальными считаются труды: В.П. Кащенко (1927). Автор при рассмотрении проблем коррекции развития детей, в первую очередь обращает внимание на взаимоотношения родителей и детей с недостатками в развитии и их соцокружение. Исследователь ведет речь о том, что недоразвитие личности - это главная проблема общества, и корректировать указанные недостатки надо с опрой на политику государства. Случилось так, что вывод Кащенко актуален и по нынешний день [107 Кащенко].

Огромное событие - открытие Экспериментально-дефектологического института в Москве в 1929 г., здесь во главе с Л.С. Выготским изучались проблемы дефектологии. Абсолютно новыми в упомянутый период стали мысли о том, что семья прямо оказывает влияние на воспитание ребенка с нарушением слуха. Л.С. Выготский в собственных трудах говорил, что в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ преподавателю приходится иметь дело не только с аспектами биологического порядка, а именно: глухота, слепота и т.д. и прямо с их социальными последствиями. Это синтезировано с психологическими комплексами, возникающими у ребенка в продолжение их ограничений. Указанные комплексы и ведут к следующим нарушениям.

Необходимо в обязательном порядке знать подлинную причину их возникновения и способы устранения при помощи формирования других форм поведения для того, чтобы их разбить [254 Выготский]. «Для теории и практики воспитания ребенка с дефектами слуха, зрения, и т.п., учение о сверх компенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим базисом. Какие перспективы открываются перед педагогами, когда он узнает, что дефект есть не только минус, недостаток, слабость, но и плюс, источник силы и способностей, что в нем есть какой-то положительный смысл!... Дефект рассматривается статически только как дефект, как минус… Положительные силы, приводимые в действие дефектом, были в стороне от воспитания… Наверное понятие психологии дефекта послужило причиной неудачи традиционного воспитания глухих детей». К большому сожалению, даже на нынешнем этапе нарушения слуха считают как дефект, не взирая на его социальную принадлежность. Л.С. Выготский говорил, что глухота оказывает влияние и на отношение глухого к окружающей действительности, и на саму личность, на семью, где воспитывается ребенок с нарушением слуха. Отсюда логически вытекает, так называемый, «социальный вывих» при коем дети обретают застенчивость, неуверенность в своих силах и даже агрессию. Можно понять, что главнейшей задачей является «вправление в жизнь» ребенка с нарушением в развитии. Отсюда ясно, что мысли Л.С. Выготского о том, что «ребенок с дефектом - еще не дефективный ребенок» и «что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным», а «замещение и компенсация» принимаются как закон. Они происходят в форме чаяний, где присутствует дефект, Все это имело глобальное значение в динамике теории и практики сурдопедагогики сегодняшнего дня.

В конце XVIII - начале XIX в.в. педагоги перестали заострять внимание на важность обучения детей с нарушением слуха в семье с самого раннего возраста. Данный вопрос поднимался чредой исследователей: В.И. Флери, Г.А. Гурцова, И.Я. Селезнева, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, И.А. Васильева, Ф.А. Рау и пр. Главная мысль их работ заключена в острой проблеме участия родителей в воспитании своего ребенка. К примеру, В. Флери в своей работе «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835г) рассказывает о том, что чем раньше начать заниматься с ребенком, «тем более способен он в подражании речи успевать».

Кроме того делается упор на просветительской работе в среде родителей, которые воспитывают детей с нарушением слуха, этот аспект четко виден в работах - Н.А. Рау и Е.Ф. Рау. Ученые подчеркивали то, что такого рода деятельность помогает родителям, верно строить систему обучения и воспитания в семье. Для этого исследователями предлагались курсы для матерей неслышащих детей и консультации для родителей.

В итоге трудов русских преподавателей в России к началу двадцатого века формируется система обучения детей с нарушением слуха. Данная система вбирает в себя прогрессирование врожденных задатков глухого ребенка в синтезе с прогрессом устной речи и освоением общеобразовательной и профессиональной программы.

В 1926 году появляются специальные учебные заведения для глухих, слепых, умственно отсталых детей и подростков:

- ясли сады и детские сады интернативного типа для детей с круглосуточным пребыванием;

- детские дома для аномальных дошкольников предназначавшиеся преимущественно для детей из сельской местности и городов, имеющих специальных учреждений;

- школы-интернаты для детей школьного возраста, в которой за 12 лет обучения дети получали неполное среднее образование и первичную профессионально-трудовую подготовку;

- школы-интернаты для детей смешанного возраста;

- вспомогательные группы для детей и подростков при общих учреждениях.

В вышеупомянутых заведениях велась о работе с родителями ребенка, но на практике как таковой работы не проводилось. Более того, центральным недостатком данных учреждений явилась их изоляция от общества.

В середине ХХ в. Б.Д. Корсунская в своей работе «Воспитание глухого дошкольника в семье» обращается к проблеме обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха в семье и предлагает ряд рекомендаций и советов по воспитанию детей до поступления их в детский сад. По взглядам Б.Д. Корсунской главное родителям акцентироваться на развитии устной и письменной речи, используя при обучении дактилологию, т. к. именно указанный способ разрешает использовать словесную речь не только на специальных коррекционных занятиях, но и в общении в быту.

Далее учеными: А.А. Венгером, Г.Л. Выгодским, Э.И. Ленгардом были проведены исследования в сфере семейного воспитания глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста в семье. Учеными были подготовлены так именуемые «Задания для родителей». В них были расписаны рекомендации для интеграции детей с нарушением слуха в массовые школы. Отметим, что в нашей российской литературе уделено огромное внимание интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Словарь коррекционной педагогики дает следующее определение понятия «интеграция» - (от лат. Integration - восстановление, восполнение, от integer - целый) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Мысль интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья возникает в семидесятые годы под действием демократических реформ. Одновременно возникают противостояния по половым, расовым и возрастным дискриминациям. Это дает почву формированию свежего взгляда социума на инвалидов, давая уважение и терпимость к разнице между людьми.

Как таковое интегрированное обучение базируется на овладении ребенком - инвалидом общеобразовательной программы в одинаковые сроки, что и здоровыми детьми, реально лишь малое отставание. Отсюда главное внимательно и продуманно подходить к задаче обучения ребенка с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе, т.к. нужно учитывать следующие аспекты: состояние устной речи, психофизических особенностей, умственных способностей и, главное - готовность семьи оказывать поддержку и помощь ребенку.

В фабуле этого исследования интереснейшим является анализ, посвященный обучению детей в условиях семьи Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской. В указанных трудах ученые описывают способы обучения родителей приемам работы с ребенком, а также визуально показывают способы обучения. Итоги по результатам исследований достаточно высокие, т. к. множество детей уже к 3 годам овладевает речью.

Кроме данного анализа присутствует чреда других исследований, затрагивающих проблемы содействия родителям и информации по работе с детьми в домашних условиях. Данный аспект освещен такими учеными: Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. Э.И. Леонгард вместе с рядом ученых рассматривают реабилитацию глухого ребенка в детских садах и школах с большим привлечением родителей, т. к. данные занятия органично вливаются в жизнь, имея форму игры или же жизненной ситуации. В системе Э.И. Леонгард главное - обучение, базирующиеся на использовании остаточного слуха и подражании. Важным условием является раннее начало коррекционных занятий до того как ребенок приобретет специфические формы общения и начнет осознавать свою неполноценность.

Исследования целой чреды ученых [Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, В.И. Лубовский] доказывают, что достичь полноценного развития детей с отклонениями возможно только в том случае, если учесть специфические особенности ребенка и отталкиваясь от данного факта подбирать реально необходимые условия обучения.

Делись добром ;)