Функции чувства юмора в юношеском возрасте

дипломная работа

1.2 Онтогенетическая модель юмора

Как отмечает в своей работе А.Н. Лук улыбка и смех - естественная реакция на удовлетворение стремления (18).

Первоначальное биологическое значение улыбки и смеха чисто информационное: сообщить родителям, что их отпрыск сыт и доволен. По мере роста, развития и формирования общественных связей человека смех приобретает социальную роль, становиться одним из средств социального общения. Так как с возрастом у человека наряду с первичными врожденными стремлениями формируются вторичные стремления и их конкретные проявления - желания. Удовлетворение - также вызывает положительные чувства и внешне проявляется улыбкой и смехом.

То есть, есть несколько чувств, естественным, двигательным и мимическим выражением которых является смех. Удовольствие, радость, злорадство, ликование, блаженство - все эти чувства сопровождаются усмешкой, ухмылкой, хохотом, то есть различными оттенками смеха, который служит выражением полного удовольствия, радости, веселья.

На мой взгляд, А.Н. Лук дает онтогенетическое описание развития смеха при развитии человека, то есть вместе с развитием переживаний происходит и развитие способов их выражения.

Сравнивая анекдоты младших школьников, подростков и взрослых, принимая во внимание позицию А.Н. Лука можно сделать вывод, что смешное развивается вместе со смеющимся (2).

В целом А.Н. Лук рассматривает чувство юмора и остроумие как социальное свойство, проявляющееся в общении(18) и, на мой взгляд, вскрывает лишь определенный аспект феномена.

Одной из первых работ по смеху была работа Ч. Дарвина “Выражение эмоций у человека и животных” 1872 года (39). Первоначально смех является выражением радости или счастья. И далее, Дарвин делает следующий важный вывод, “что смех аналогично плачу, который у взрослых связан только с душевными огорчениями, тогда как у детей плачь, вызывается и телесной болью, и каким-либо страданием, а также страхом или гневом(39)”.

Таким образом, можно предположить, что, первоначально являясь натуральной формой, смех постепенно становиться культурной и в этом смысле он или, по сути, уже механизм его побуждающий, должен иметь определенную культурную организацию. И самой обычной причиной по Дарвину “является что-нибудь нелепое или необъяснимое возбуждающее удивление и чувство некоторого превосходства у смеющегося, который должен находиться в радостном настроении(39)”.

В этом уже имплицитно содержится представление о механизме комического, раскрытого в последствии З. Фрейдом (34).

Далее Дарвин раскрывает еще один принцип работы смешного, говоря, “смешная мысль щекочет воображение, это щекотание ума удивительным образом похоже на щекотание тела. Смех от непроизвольной мысли, хотя он и не произволен, не может быть назван строго рефлекторным актом.”

И далее он делает следующий вывод, “по аналогии со щекоткой телесной и в области интеллектуальной существенным элементом смешного, по-видимому, является нечто неожиданное, новое или какое-либо нелепое представление, нарушающее обычное течение мысли(39)”.

В описании этого принципа смешного имплицитно содержится другой механизм, так же в последствии раскрытый Фрейдом - остроумие (34).

И основной вывод Дарвина напрямую выходящий на представление о культурном развитии смешного: «в постепенном приобретении маленькими детьми привычки смеяться есть кое-что аналогичное развитию плача у детей. Освоение обычных движений тела, например, ходьбы, требует упражнений, по-видимому, точно так же и для развития смеха или плача требуются упражнение(39)”.

В этом выводе имплицитно содержится указание на смешное как культурную форму.

Следующий кто уделил внимание смешному в науке, был З.Фрейд в работе “Остроумие и его отношение к бессознательному”. Основным предметом его анализа была работа остроумия.

Основные выводы работы:

Различение двух видов шуток: тенденциозных (подразумевающих неявно выраженную враждебность и непристойность) и невинных (построенных на словесной изобретательности).

Технология шуток по Фрейду схожа с невротическими симптомам, снами и оговорками.

Соответствие шуток некоторому паттерну, который он описывает как определенный вид инстинктивной формулы, своего рода барометра шутливости. Он утверждает, что полученное удовольствие соответствует физическим затратам, сбереженным при конденсации или сэкономленным на затратах энергии.

Различение трех видов смешного исходя из представления об экономии психической энергии на: комизм, остроумие, юмор.

Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшает необходимость тормозить свои побуждения и импульсы; остроумие - это средство проявления чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом, а также для полового возбуждения.

Комическое - по Фрейду - отличается от остроумия тем, что оно не умышленно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так - я поступаю по-другому - он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет экономии мышления.

Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств.

Таким образом, Фрейд отличает юмор, остроумие и комизм. Общее здесь - смех и экономия психической энергии: остроумие - экономия торможения, комизм - мышления, юмор - чувства.

Основная цель видов смешного - получение удовольствия.

Фрейд делает такой вывод: «И вот тут-то мы, наконец, можем понять, чего достигают посредством шуток и какова их цель. Они делают возможным удовлетворение инстинкта (сексуального или агрессии) при наличии препятствия, стоящего на пути к его осуществлению. Они огибают это препятствие, и таким образом человек получает удовольствие из того источника, который препятствие сделало недостижимым (34)».

На мой взгляд, он достаточно подробно и в целом, верно, описал комизм и остроумие, но по отношению к юмору он сделал явно редукционистское действие.

В целом же в отношении к смешному имеет смысл различать два момента, которые не разводятся у Фрейда, в связи с чем и возникает некоторая путаница:

1. Субъект воспринимающий материал и переживающий чувство смешного и отреагирующий это переживание в смехе. И здесь имеет смысл говорить об одних механизмах и процессах происходящих с человеком.

2. Субъект, творящий смешной материал и переживающий смешное и выражающий его в этом материале. И здесь уже речь идет о шуткотворчестве и шуткопродуцировании как особого рода деятельности.

Причем не всегда субъект шутящий и субъект воспринимающий находятся в одинаковых плоскостях восприятия, с чем могут быть связаны определенные противоречия.

При этом если принимать типологию видов юмора или топику смешного предложенную Фрейдом, то необходимо и говорить о форме выражения материала, о шутке.

Шутка же понимается как особая форма организации материала в зависимости от содержания, имеющая своим результатом смеховую реакцию (переживание смешного).

В этом смысле возникает необходимость различения трех видов шутки содержащей тот или иной материал: комичность, острота, шутка.

Но на данном этапе проделана лишь операция означивания, следующим должно быть действие - определение. Для этого необходимо понять механизмы смешного.

Комичное действие всегда социально. В этом смысле, если идти вслед за психоаналитической традицией и рассматривать этот механизм как эго-защитную функцию, то мотив, стоящий за этим может быть следующим: я предвосхищаю давление из вне и угрозу эго, я опережаю внешнее давление и сам себя подавляю. По типу самоуничижения, выставления на показ своей неловкости, незрелости. Примером подобного рода действия является выступление клоуна. Если грубо, то мотивом может быть само агрессия. Здесь речь идет о сознательном продуцировании действий вызывающих переживание комичности. Комизм - это действование собой так, как будто ты плохо владеешь своим телом, это неуклюжесть, неловкость, это действия глупые, не логичные. Таким образом, комизм - это действие, удерживающее в себе противоречие взрослый-ребенок и в силу этого вызывающее переживание смешного.

Помимо этого имеет смысл говорить о не сознательном комизме действия человека, непроизвольном, но в этом случае переживание комичности возникнут лишь у стороннего наблюдателя.

В целом же переживание комичности, как правило, не произвольно и, по сути, является или задействуется, как правило, только эмоциональная сфера человека. Так как переживание комичности по Фрейду связано с экономией энергии мышления (34).

Моя попытка различения смешного состоит через понимание ответов на вопрос: “В ответ на что, или для совладания с чем появляется действие шуткой?”

Мотив работы остроумия в отношении к субъекту шутящему «предвосхищающая агрессия и экспансия» на другого. По Фрейду функция - экономия психической энергии за счет уменьшения торможения агрессивных и сексуальных импульсов. Механизмы работы остроумия подробно описаны в его работе(34).

При восприятии же острот помимо эмоциональной сферы подключается интеллектуальная. Само слово остро-умие указывает на включенность мышление в порождение подобного материала. Соответственно и его восприятие требует в зависимости от сложности остроты определенную когнитивную сложность воспринимающего. Остроумие можно вслед за Фрейдом тоже отнести к видам эго-защит. Отвечая же на первоначально поставленный вопрос можно сказать, что в ответ на агрессивные внутренние и сексуальные импульсы и предвосхищение давления из вне.

Юмор же - это, прежде всего самоотношение. Необходимо также отметить - что смешное определяется ценностями самого смеющегося. Это отмечал Бергсон (6), на это указывает Бахтин (3). Чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативное явление - пошлость, цинизм и т.д.(29,763).

Помимо этого, необходимо еще ввести такую категорию как фокус приложения шутки. При остроте фокус приложения - другой человек, его действие или речевое высказывание и оперирование происходит на уровне знаков. При комизме - сам субъект, его поведенческие составляющие в различных ситуациях, при юморе - ситуация в целом и субъект в ней.

Далее необходимо понять механизмы смехопорождения (переживания смешного).

Исследователь А.И. Розов, работавший в рамках глубинной психологии, указывает, что для возникновения смешного необходимо два условия(27). Первым условием является обесценивание соответствующих норм и условностей вследствие того, что реально события совершаются вопреки им, здесь можно говорить о контрасте, разладе, противоречии, как одном из существенных факторов комического. Во-вторых, наличие у человека чувства превосходства в связи с чужой неловкостью, чужими оплошностями и промахами. То есть, своеобразная повышенная оценка смеющимся собственной личности - ее физических и моральных качеств, ее благополучия и устойчивости положения в социальной среде и мире вещей. Важно отметить, что одно первое условие, при отсутствии второго, выступает фактором самых различных реакций (недоумения, досады и т.д.), но не смеха. Точно также чувство превосходства, не связанное с обесцениванием, а возникшее на почве, скажем, удач, предубеждения, захваливания, не может быть причиной смешного.

Для возникновения смешного, смеющийся должен чувствовать свое превосходство над предметом осмеяния (механизм анаксиоматизации (обесценивания) смешного объекта при гипераксиоматизации (повышенная самооценка) смеющегося субъекта) (27).

Можно сделать предположение, что юмор является высшей формой развития переживания смешного и относится к высшим психическим функциям.

Такой вывод можно сделать, во-первых, на основании того, что переживание смешного имеет свою онтогенетическую линию.

Учитывая закон развития высших психических функций Л.С. Выготского: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, то есть как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, то есть как категория интрапсихологическая (28)».

В соответствии с представлениями Л.С. Выготского высшие психические функции в своем становлении проходят ряд стадий:

Сначала как внешнее действие.

Затем как это действие, направленное человеком на другого.

А затем уже это действие, направленное на себя(28).

А во-вторых, принимая предложенное З. Фрейдом различение механизмов смешного, можно предположить, что они могут отражать онтогенетическую динамику развития переживания смешного.

По механизму: комизм - внешняя ситуация вызывает переживание смешного. Переживание его не требует собственной активности переживающего.

Остроумие - воздействие на внешнюю действительность для переживания смешного. Действие переживающего в отношении к другому.

Юмор - видение себя и своей ситуации как смешной. Действие по отношению к самому себе, действие в себе.

Помимо этого отличие есть и в степени сложности переживания. Переживание комизма задействует в основном эмоциональную сферу, остроумие подключает еще и интеллект, а юмор мышление и интуицию(18).

Таким образом, я делаю вывод, что юмор - высшая форма переживания смешного. А онтогенетическая динамика разворачивается в переходе от комизма к остроумию и затем к чувству юмора.

Глава 2. Экспериментальное исследование юмора в юношеском возрасте

Смех богов - избыток их небесной радости после каждодневного пиршества.

Гомер

Делись добром ;)