Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе

курсовая работа

1.2 Родительское отношение к ребенку: определение и типы

Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений довольно неоднороден: тут родительские установки и отвечающие им разновидности поведения; родительские убеждения; типы родительского отношения; виды отношений «мать -- ребенок»; стили воспитания детей; свойства патогенных типов воспитания; разновидности положительного и неверного родительского авторитета; параметры воспитательного процесса; манеры общения, которые предлагаются взрослыми в семье и школе; семейные роли ребенка.

«Родительское отношение» обладает наиболее общим характером, направляя на взаимную связь, на зависимость родителя и ребенка. Это понятие содержит в себе сознательно-избирательное и субъективно-оценочное мнение о ребенке, которое устанавливает признаки восприятия ребенка, схему общения с ним, характер приемов влияния. Зачастую, в структуре родительского отношения отмечают экспансивный, познавательный и поведенческий компоненты. Определения «родительское убеждение» и «родительская установка» применяются практически как синонимы понятия «родительское отношение», иногда отличающиеся степенью осознанности [10].

Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов. Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:

1) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);

2) возраст;

3) темпераментальные и характерологические особенности родителя (энергичный, нетерпеливый, несдержанный, диктаторский, толерантный, невнимательный, спокойный и др.);

4) национально-культурная принадлежность (немецкая, европейская, японская, английская и другие модели воспитания);

5) социальное положение (низкие или средние социально - экономические слои, высокопоставленность родителя);

6) профессиональная принадлежность;

7) степень педагогической и общей культуры.

Принимая во внимание взаимность связей в семье, отношения изображают через те роли, какие реализовывает ребенок. По представлению А.С. Спиваковской, роль ребенка четко можно выделить именно в дисгармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу стереотипно, нейтрально, годами сберегая замершие, ригидные, далеко не отвечающие реалиям взаимоотношений. Роль представляет собой набор стандартов поведения по отношению к ребенку в семье; это комбинирование чувств, действий, ожиданий, оценок, обращенных к ребенку от взрослых членов семьи» [60].

Наиболее обыденны четыре образа: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». «Козел отпущения» выполняет роль объекта для канализации недовольства супругов, т.е. родителей. «Любимчик» наполняет эмоциональную пустоту в отношениях между супругами, любовь и попечительство к нему излишне утрированы. И, наоборот, при сильной близости супругов друг к другу их ребенок в семье останется только ребенком с очень ограниченными правами. В роли «примирителя» он вынужден исполнять роль взрослого, ликвидировать и регулировать супружеские конфликты, таким образом, занимает основное место в структуре семьи.

Обозначают и прочие роли: ребенок-раб; ребенок-обуза; ребенок как средство в битве с супругом; ребенок - заместитель супруга (с него спрашивают стабильного интереса, опеки, затем чтобы он был вместе с ним и делился своей интимной жизнью); ребенок-любовник (мать настаивает на «связях для двоих», закрепощает ребенка в оковах своей любви) [10].

Мы допустили, что наиболее непосредственный и предпочтительный для родителя вариант поведения живописнее всего будет выражаться в напряженных, конфликтных ситуациях. Рассматривая литературные источники, бесед, тренингов и опросов с родителями мы попробовали раскрыть как сами конфликтные обстоятельства, свойственные для детей различных возрастов, так и нейтральные методы поведения родителей в них.

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).

1. Классический - родитель влияет в основном силовыми, руководящими методами, навязывать свое мнение, порядок требований и склонные решения ребенку. Родитель строго ориентирует ребенка по пути общественных успехов и достижений, при этом нередко блокируя личную энергичность и инициативность ребенка. Ребенок показывается родителю мало зрелым, неспособным принимать независимые решения, его суждение редко учитывается родителем. Предоставленный стиль в целом отвечает авторитарному стилю, многократно изображенному в психологической литературе.

2. Пояснительный - родитель сводиться к рациональной важности ребенка, прибегает к словесному истолкованию. По взгляду родителя, ребенок довольно воспитан и способен ухватить причинно -- следственные взаимоотношения между явлениями, на базе которых родитель основывает свои разъяснения.

3. Автономный - родитель разрешает ребенку самому отыскать выход из сформировавшейся обстановке, дает ему максимум независимости в выборе и установлении решения, максимум независимости, самостоятельности. Родитель безмятежно имеет отношение к помехам правил и дисциплины ребенком, доверяя всю ответственность за содеянное ребенком на него же самого. Планируется, что ребенок сам должен узнать все на личном опыте.

4. Компромиссный - для постановления темы родитель может предложить ребенку что-то привлекательное в обмен на совершение ребенком нужного или непривлекательного для него поступка, либо предлагает распределить трудности, обязанности пополам. Родитель находится в интересах и выборах ребенка, его слабостях, знает то, что нужно предложить в обмен, на то, чтобы перевести интерес ребенка.

5. Содействующий - тип родителя ориентируется, в какое время необходима ребенку его содействие и как он должен ему оказать. Такие родители сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтных условиях и этим подтверждает свое участие в жизни ребенка, разбирается в его надобностях, увлечениях, вопросах и конфликтах, жаждет помочь ребенку, поделить с ним его трудности.

6. Потакающий - абсолютная установка на надобности и увлечения ребенка, которые ставятся возвышеннее родительских, а иногда и выше пристрастий семьи в целом. Родитель расположен предпринять всякие поступки, даже если это может доставить какой-либо вред или убыток ему, для оснащения телесного и психологического комфорта ребенка.

7. Ситуативный - родитель принимает надлежащее решение в подчиненности от той обстановки, где он находится; у этого типа родителя нет определенной стратегии воспитания ребенка. Поэтому родительская стратегия вырабатывается каждый раз снова из массы причин: состояния ребенка, его воззрения, его пристрастий на данный момент, своего личного родительского состояния, надобностей и целей, а также контекста той обстановке, в которой они находятся.

При всем том, характеризуя манеру воспитания в целом можно заявлять лишь о сравнительной выраженности (т.е. доминировании) той или иной версии, как у определенного родителя, так и у группы родителей в целом. Подобный подход санкционирует соорудить неповторимый профиль родительского поведения, который парирует наиболее свойственный стиль воспитания (в субъективном случае или для родителей установленной группы детей) [2].

В любой семье беспристрастно формируется установленная, далеко не всегда постигнутая ею система воспитания. Здесь существует и постижение целей воспитания, и выражение его задач, и более или менее целеустремленное использование методов и приемов формирования, что можно и чего запрещено допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 вида семейных взаимоотношений: диктат, "невмешательство", опека и сотрудничество.

Попечительство в семье -- это способ организации взаимоотношений, при которых родители, обеспечивая собственным трудом, удовлетворение всех надобностей ребенка, предохраняют его от каких-либо усилий, забот и трудностей, принимая их на себя. Вопрос о действующем создании персоны уклоняется на второй план. В средоточии воспитательных влияний попадает другая проблема -- удовлетворение нужд ребенка и оберегание его от тяжестей. Родители, по существу, блокируют своим детям ход основательной подготовки к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти предоставленные дети оказываются неприспособленными к существованию в коллективе.

Как раз данные дети, которым казалось бы не на что пожаловаться, инициируют бунтовать против неимоверной родительской заботы. Если диктат помышляет принуждение, директиву, строгий авторитаризм, то опека -- попечительство, ограждение от нелегкости. При всем при этом результат во многом сходится: у детей отсутствует независимость, инициатива, они так или иначе отведены от решения проблем, лично их затрагивающих, а тем более совместных проблем семьи [45].

На признании целесообразности и даже возможности самостоятельного наличия взрослых от детей, основывается тактика «невмешательства». Здесь планируется, что, возможно, сосуществование двух миров: взрослые и дети. Таким образом, никому не надлежит переходить намеченную линию. Зачастую на базе этого типа связей лежит бездействие родителей как наставников.

Диктат в семье проявляется в регулярном поведении членами семейства инициативы и чувства собственного совершенства у других его членов. Эти родители, несомненно, могут и обязаны предъявлять запросы к своему ребенку, отталкиваясь от целей воспитания, норм нравственности, абстрактных ситуаций, в которых необходимо приобретать морально оправданные и педагогические постановления. Но даже если отпор оказывается сломленным, совместно с ним оказываются сломленными и многие бесценные свойства личности: независимость, чувство своего достоинства, предприимчивость, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, пренебрежение пристрастий и взглядов ребенка, регулярное лишение его права высказать свое мнение при решении проблем, которые имеют к нему отношения, - это все гарантия основательных неуспехов развитие его личности.

Сотрудничество как разновидность взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных связей в семье совместными целями и вопросами совокупной деятельности, ее системой и высокими этическими ценностями. Собственно в этой обстановке преодолевается альтруистический индивидуализм ребенка. Та семья, где первостепенным типом взаимоотношений приходит сотрудничество, принимает предназначенное свойство, становится группой высокого степени формирования - коллективом [6].

Большую роль в становлении самооценки располагает стиль семейного развития; семейные ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

При демократической манере учитываются увлечения ребенка. Это стиль «согласия». А при авторитарном стиле родителями напрашивается свое воззрение ребенку. Стиль «усмирения». При попустительском стиле ребенок дается сам себе [21].

Ученик видит себя глазами близких взрослых, его развивающих. Если ожидания и оценки в семье не отвечают гендерным и персональным качествам ребенка, его мнение о себе выглядят искаженными. М.И. Лисина проследила формирование самосознания младших школьников в подчиненности от специфик семейного воспитания. Дети с реальным мнением о себе воспитываются в тех семьях, где родители уделяют им довольно много времени; позитивно оценивают их умственные и физические данные, но не считают степень их созревания выше, чем у большинства ровесников; предсказывают положительную успеваемость в школе. Данных детей нередко поощряют, но не подарками; карают, чаще всего, отказом от общения. Такие дети вырастают в семьях, в которых с ними не обучаются, но спрашивают подчинения; низко оценивают, часто обвиняют, учат, иногда - при чужих; не ждут от них успехов в школе и внушительных достижений в будущей жизни [22].

От условий формирования в семье зависит неадекватное и адекватное поведение ребенка. В семьях, где дети с заниженной самооценкой, они в основном недовольны собой. Чаще всего это бывает в семье, где родители стабильно осуждают ребенка, или устанавливают перед ним завышенные задачи. Ребенок ощущает, что он не отвечает запросам родителей. Не заявляйте ребенку, что он уродлив, из-за этого начинаются комплексы, от которых потом неосуществимо освободиться.

Неадекватность также может выражаться с завышенной самооценкой. Происходит это в семье, где ребенка нередко превозносят, за мелочи и за достижения преподносят ему подарки (дите привыкает к вещественному вознаграждению). Так же ребенка карают очень редко, порядок требования весьма беззлобен.

Успеваемость в школе является значительным критерием оценки ребенка как персоны со стороны сверстников и родителей. Отношение к себе как к ученику обусловливается семейными ценностями, традициями. У ребенка на первостепенно выходят те качества, которые главным образом волнуют его родителей - это поддержание авторитета (дома часто задаются вопросы: «Кто еще заработал пятерку?»), повиновение («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького ученика смещаются упоры, когда родителей заботят не учебные, а повседневные обстоятельства в его школьной жизни («Что вам сегодня давали на обед?», «А в вашем классе не дует из окон?»), или наоборот, мало что их беспокоит. Зачастую школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Весьма безразличный вопрос: «Что у вас было сегодня в школе?» все равно приведет к надлежащему ответу: «Ничего необычного», «У меня все хорошо» [2, 6, 29].

Родители формируют первоначальный уровень притязаний у своего ребенка - это то, на что он претендует в отношениях и учебной деятельности. Эти дети с высокой степенью притязаний, престижной мотивацией и завышенной самооценкой надеются только лишь на успех. Их суждения о будущем так же жизнерадостны. Дети с невысоким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Эти дети не устанавливают себе высоких целей, а также колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с таким уровнем успеваемости, который начинает определяться в самом начале обучения.

Индивидуальной особенностью в таком возрасте иногда возникает смятенность. Высокая беспокойность приобретает постоянство при долговременной неудовлетворенностью учебой со стороны близких ему людей. Когда ребенок болеет и отстает от учебной программы и ему тяжело включиться в ход обучения. И если испытываемые им преходящие трудности нервируют взрослых, появляется тревожность, боязнь сделать что-то нехорошо, ошибочно. Тот же итог достигается в условиях, когда ребенок учится довольно успешно, но родители ждут чего-то другого от своего ребенка и предъявляют ему завышенные, зачастую несбыточные требования [15].

Поэтому нарастания беспокойности и связанной с ней низкой самооценки уменьшаются учебные достижения, фиксируется неудача. Нерешительность в себе приводит к ряду других специфик - желанию слепо руководствоваться правилам взрослого, оказывать влияние только по стандартам и шаблонам, страха проявить инициативу, формальному овладению способов действий и знаний.

Взрослые, недовольные падающей плодотворностью учебной работы ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.

Выходит замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка отпечатываются на его учебной деятельности, низкая эффективность деятельности активизирует надлежащую реакцию окружающих, а эта негативная реакция в свою очередь, приумножает сформировавшиеся у ребенка качества. Прервать этот круг можно, модифицировав предпочтения и оценки родителей. Взрослые, устремляют свое внимание на любые достижения ребенка. Тем не менее, не осуждая его за некоторые изъяны, уменьшают уровень его тревожности и этим содействуют благополучному выполнению учебных поручений.

Второй вариант -- демонстративность -- специфика личности, объединенной с повышенной надобностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности как правило становится нехватка заинтересованности взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «недолюбленными». Бывает, что ребенку уделяется достаточное внимание, но оно его не устраивает в силу гипертрофированной необходимости в экспансивных контактах. Завышенные запросы к взрослым предъявляются не заброшенными, а напротив, наиболее разбалованными детьми. Такой ребенок будет завоевывать внимания, даже преступая правила поведения. («Пусть лучше меня ругают, чем не замечают»). В этом случае задача взрослых -- необходимо обойтись без наставлений и назиданий, и как можно менее эмоционально делать замечания, не устремлять внимание на невесомые провинности и карать за немалые (скажем, отказом от намеченного похода в зоопарк). Это существенно тяжелее для взрослого, чем само осторожное отношение к неугомонному ребенку. Даже если для ребенка с высокой неспокойностью главная проблема -- стабильное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка -- нехватка одобрения.

Третий вариант -- «бегство от действительности». Замечается в таких происшествиях, когда у детей демонстративность совпадает с беспокойностью. Такие дети имеют большую нужду во внимании к себе, но осуществить ее не могут из-за личной смятенности. Эти дети мало видимы, боятся инициировать порицание своим поведением, стараются выполнить запросы взрослых. Их потребность во внимании приводит к нарастанию бездействия, непримечательности, что затрудняет и без того избыточные контакты. Поощрение взрослыми инициативности детей, проявлении внимания к их школьной деятельности и поисках путей созидательной самореализации достигается сравнительно легкая коррекция их формирования [14].

Крайние, самые неблагоприятные для созревания ребенка случаи - строгий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти абсолютное отсутствие проверки, когда ребенок оказывается безнадзорным, предоставленным самому себе. Существует немало промежуточных вариантов:

- ребенок хочет высказать свою точку зрения, но родители, принимая решение, не прислушиваются к его мнению;

- родители регулярно ориентируют детей на то, что им необходимо делать;

- ребенок может принимать различные решения сам и должен заработать одобрение родителей. Исходя из этого, родители и ребенок обладают почти равными правами, принимая конкретные решения;

- также решение зачастую принимает сам ребенок;

- ребенок сам выносить решение покоряться ему родителям или нет [14].

Итак, остановимся на наиболее популярных манерах семейного воспитания, обусловливающего черты отношений ребенка с родителями и его личностное формирование.

Демократичные родители дорожат в поведении ребенка самостоятельностью и дисциплинированностью. Эти родители сами предоставляют ему право быть свободным в собственной жизни; не ущемляя его прав, и совместно с тем спрашивают выполнения обязанностей. Эта проверка, организованная на теплых чувствах, а также рациональной заботе, как правило, не слишком нервирует; он часто прислушивается к разъяснениям, почему не стоит делать одно, а лучше всего сделать другое. Воспитание взрослости при похожих отношениях, овладевает без конфликтов и волнений. Авторитарные родители спрашивают от ребенка безоговорочного повиновения и не полагают, что должны ему разъяснять причины своих распоряжений и запретов. Они строго проверяют все слои жизни, и могут это делать совершенно не корректно. В таких семьях дети, как правило, становиться замкнутым, и общение их с родителями расстраивается. Некоторые из подобных детей идут непосредственно на конфликт. Но все-таки чаще всего дети авторитарных родителей привыкают к манере семейных взаимоотношений и зачастую становятся нерешительными и неуверенными в себе.

Ситуация осложняется, когда жесткий контроль и высокая требовательность сочетаются с эмоционально бездушным, отвергающим отношению к ребенку. В этом месте неминуема абсолютная утрата контакта.

Так же более тяжелый случай -- безразличные и бессердечные родители. Дети в подобных семьях редко относятся к людям с доверием, испытают трудности в общении, очень часто сами безжалостны, хотя и обладают сильной надобностью в любви. Комбинирование безразличного родительского отношения с отсутствием контроля -- гипоопека -- так же является неблагоприятным вариантом семейных отношений. Детям разрешается делать все, что им заблагорассудится, потому, что никто не интересуется их делами. Поведение таких детей делается неконтролируемым. Несмотря на то, как бы эти дети не бунтовали, они неизменно будут, нуждаться в родителях как в опоре. Таким детям необходимо видеть положительный образец взрослого на который можно было бы полагаться ребенку. Гиперопека - это излишняя забота о ребенке, неимоверный контроль за его жизнью, созданный на близком экспансивном контакте, который приводит к бездействию, несамостоятельности и трудностями в общении со сверстниками.

Важнейшей способностью современных родителей должна быть способность к рефлексии на персональные и возрастные специфики ребенка, готовность к осознанному розыску наиболее результативного манеры его личного воспитания. Как раз в наше время настолько много потенциалов обучаться и продвинуться в формировании своего неповторимого стиля семейного воспитания [10].

Делись добром ;)