Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе

курсовая работа

1.3 Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе

Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними больше времени. В результате родители попадают в сети постоянного недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются. В современной семье в большинстве случаев главенствующая роль перешла к женщине. Таким образом, требования к обязанностям отца повышаются, и когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью либо не в состоянии выполнять свои обязанности, семья рушится. И с каждым годом число неполных семей возрастает мать, чтобы прокормить своих детей, начинает работать в нескольких предприятиях и у нее практически не хватает времени уделять внимание своим детям [10].

Известный зарубежный физиолог Ганс Селье считает: «…что в семье человек находит защиту от стрессовых ситуаций» [27]. Мнение Селье для нашего исследования очень важно: сегодня и всегда главное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. Необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями и во временных отношениях между родителями, их взаимоотношениями, между семьей и школой, между отношениями родителей и учителем ребенка. Почему же сходные внешние конфликты у одних детей пробираются в глубь души, в тот момент как другие ребята остаются безразличными. Существует множество причин, но главная среди них это то, какие отношения для ребенка являются немаловажными. Если единственно существенной личностью для ребенка оказывается мать, то небольшие трения в их отношениях могут обернуться в душевную трагедию. Также переплетение важных отношений дозволяет ребенку разрешать возражения то тут, то там начинающиеся в его жизни. Сам конфликт не ведет к смятению, когда существует масса точек опоры. Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания [27].

Кандидат психологических наук Б. Кочубей, считает, что в семье ребенок в первую очередь приобретает признание своего гуманного «Я», утверждается как персона, отыскивает определенный круг людей, с которыми может поделиться собственными волнениями, а также для развития интеллекта ребенка, необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более развитые способности к пространственной ориентации (что связано с успехами в геометрии), более склонны размышляя над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря, умением оперировать понятиями, способностью быстрому интуитивному реагированию на ситуацию в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более точно чувствуют нюансы межчеловеческих отношений. Из этого следует, что все функции и способности ребенка развиваются в полных благоприятных семьях, где отец и мать одинаково благоприятно влияют на ребенка [8].

Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляться явно, в первые дни жизни ребенка ив этом большую роль играют родители.

Множество вопросов, связанны с воспитанием детей, формированием личности, а также благополучием взрослых и детей, не могут быть разрешены без опоры на свою семью. Введено немало шифров в принципиальной существенности, а также незаменимости семьи для развития личности ребенка. Те дети, которые были разлучены с родителями в детстве, могут отставать в психическом развитии, а это значит и отставание от сверстников по учебе. Не мало важную роль имеет непосредственно сама семья, и для самих взрослых, являясь ключом экспансивного и материального благополучия, чувство уверенности, оптимизма.

Чтобы выявить обусловленность успеваемости ребенка в школе доминирующим типом родительского отношения, рассмотрим проблемы детско-родительских взаимоотношений и их влияния на становление личности ребенка, в том числе и его успеваемости [23].

В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей как факторе, влияющем на успеваемость ребенка в школе, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, В.В. Зеньковского, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной и др.

В.И. Гарбузов, определяет четыре типа неправильного воспитания.

1. Неприятие. Под этим типом воспитания понимается любовь родителей к ребенку или ее отсутствие.

2. Гиперсоциальное воспитание. Данный тип воспитания, связанный с родительской ориентацией, становится все более распространенными. Матери рожают детей, потому, что «так должно быть», а воспитывают ребенка «как должно быть». Родители строго регламентируют жизнь ребенка, не считаясь с его индивидуальным режимом и желаниями. Можно предположить, что при таком типе отношений к ребенку формируется внешняя сторона ответственности, выражающаяся в дисциплинированности.

3. Тревожно -- мнительное воспитание. Этот тип неправильного воспитания характерен для тех случаев, когда у родителей возникает постоянная тревога, за ребенка, его жизнь и здоровье. В результате чрезмерная опека и забота о своем ребенке не позволяет ему социально взрослеть, проявлять себя как личность самостоятельным, инициативным, целеустремленным, ответственным, уверенным, решительным и т.д.

4. Эгоцентрическое воспитание. Такой тип воспитания наблюдается у родителей с недостаточным уровнем ответственности за будущее, когда единственный и долгожданный ребенок превращается в кумира, смысл жизни, все приносится в жертву ребенку, его прихоти немедленно исполняются, для него нет ограничений, дисциплины, слов «нет» и «нельзя». Следовательно, мы можем предположить, что при таких обстоятельствах родительского отношения личность демонстрирует необязательность, недисциплинированность, он эгоцентричен и, как следствие, проявляет ответственность только в сугубо личностно значимых обстоятельствах [10].

Таким образом, любой из типов неправильного воспитания способствует появлению нервных срывов у ребенка, затрудняет взаимоотношение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми и препятствует его успеваемости в школе.

Наилучшая родительская позиция обязана соответствовать трем ключевым запросам: адекватности, эластичности и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого базируется на точной оценке специфик своего ребенка, на умении узнать, осмыслить и почитать его индивидуальность. Эластичность родительской воззрения рассматривается как готовность и способность изменять стиль общения, способы влияния на ребенка по критерию его взросления, а также в связи с разнообразными модифицированием условий его жизни семьи. Позиция прогностичности выражается в ее направлении на «зону ближайшего развития» ребенка и на проблемы завтрашнего дня, в опережающей инициативе взрослого, в изменении общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [10].

Изучение литературы по проблеме взаимодействия родителей и детей (А.А. Бодалев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, О.В. Кербиков, С.В. Ковалев, А.Е. Личко, М.Е. Литвак, Г.Е. Сухарева, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др.) свидетельствует о многообразии типологий деструктивных стратегий. Их анализ показывает, что все типологии моделей детско-родительских отношений строятся на основе различного вида отклонений (в стилях воспитания, в межличностных отношениях). Кроме того, детско-родительские отношения, как правило, сводятся к отношениям «мать - ребенок» [2, 4].

Воздействие семьи, а также семейного воспитания на психологические качества ребёнка и становление его персоны неоднократно изображено и аргументировано. В последнее время, в связи с имеющимися нравственно-психологическими и социо-культурными вариантами, которые случаются в российской семье. Эта проблема детско-родительских отношений делается более жизненной для проведения психологических исследований. Но, тем не менее, для таких исследований нужен адекватный метод разбора и оценки родительского отношения к ребёнку.

Необходимо заметить, что особенность родительского отношения, в настоящее время изображается главным образом политической терминологией (авторитаризм, либерализм, демократия и т.п.). Подобная особенность терминологии отображает недостаточную изученность понятийного аппарата, а это абсолютно необходимо для научной обоснованности исследовательских технологий.

Так как отношение родителя к ребенку становится одним из вариантов межличностных отношений, мы отталкивались от того, что теоретическая база для изображения и анализа родительских отношений обязана основываться на общей доктрине межличностных отношений. Чаще всего плодотворным представляется подход, в соответствии с которым межличностные отношениям сформированы на двух полярных началах (полюсах): овеществлении и персонификации, устремлении к единству, союзу, родству и тяге к «самости», индивидуации. В одной ситуации человек принципиально не объединяем к каким-то определенным характеристикам. Но он причастен к субъекту и объединен с ним снаружи; в другой ситуации - проявляет себя как самодостаточная личность, обладающая определёнными свойствами и характеристиками [39, 40].

Базируясь на этих утверждениях, мы отталкивались от того, что родительские отношения сформированы из двух основных принципов: личностном, где ребёнок выступает как монолитная личность, а также предметном, где ребёнок становится темой воспитания, управления. Таким образом, эти два начала, не являются различными видами или формами отношений. Они организуют два аспекта, в обусловленной мере свойственных каждому абстрактному отношению. Отличие конкретных связей сдвигается к преобладанию и к выраженности каждого из этих двух факторов. Целостностью и противоположностью таких аспектов обусловливается неоднозначность и сложность отношений между людьми.

Оригинальность родительского контакта заключается в предельной выраженности и сочности обоих аспектов. Непосредственно в силу такого изначального единства, т.е. глубинной связи родителя и ребенка [30].

ребенок родительский семья успеваемость

Делись добром ;)