Влияние стиля руководства организатора на эффективность процесса решения задач различного типа

курсовая работа

1.1 Понятие малой группы. Организация совместной деятельности в малых группах. Показатели эффективности групповой деятельности

Для изучения эффективности групповой деятельности необходимо дать понятие малой группы, которая является субъектом этой деятельности. "Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов" [1, с. 131].

Это достаточно универсальное определение, которое допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие "взаимодействия", фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова "общая социальная деятельность" толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры -- нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.

Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта "общей социальной деятельности" сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных "вкладов", которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других -- "совместно-индивидуальная деятельность" (пример -- некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником -- "совместно-последовательная деятельность" (пример -- конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными -- "совместно-взаимодействующая деятельность" (пример -- спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро). Рассмотрев различные формы совместной деятельности, перейдем к вопросу об эффективности групповой деятельности и ее критериях.

Одной из важных теоретических проблем является вопрос о критериях, показателях и признаках эффективности группы, исходя из которых, мы можем оценивать успешность ее деятельности. Эти критерии должны составлять необходимые и достаточные признаки для разносторонней оценки успешности группы, учитывающие как сумму индивидуальных достижений каждого из участников, так и собственно групповой эффект коллектива.

Вопрос о критериях эффективности групп обсуждался как у нас в стране, так и за рубежом. В работах западных социальных психологов учитывались, как правило, только два показателя работы малых социальных групп: их продуктивность и удовлетворенность. "Эффективность группы -- это степень ее соответствия поставленным целям. Имеются два способа оценки этого соответствия. Один из них доминирует и связан с достижениями группы в работе, другой ориентирован на оценку того, в какой степени группа удовлетворяет социальные и эмоциональные потребности ее членов" [2, с. 89].

Проблема удовлетворенности, между тем, имеет и другую сторону -- как проблема удовлетворенности трудом. Акцент на этой стороне проблемы не мог быть сделан без одновременной разработки вопроса о роли совместной деятельности группы как ее важнейшем интеграторе, об уровнях развития группы на основе развития этой деятельности. В соответствии с этим, эффективность групповой деятельности должна быть исследована в контексте конкретной содержательной деятельности группы и реальных отношений, которые сложились в этом процессе на каждом этапе развития группы.

Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи. Это -- критерий общественной значимости задачи.

Это позволяет по-новому поставить вопрос о самих критериях групповой эффективности, а именно, значительно расширить их перечень -- наряду с продуктивностью группы, удовлетворенностью трудом ее членов, можно выделить и такой критерий, как "сверхнормативная активность" (стремление членов группы добиваться высоких показателей сверх необходимого задания).

Делись добром ;)