Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте

курсовая работа

1.3 Кризис юношеского возраста

Юношейский возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем юношам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит самостоятельно, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. [11;57]

Психические проявления пубертатного криза, отчасти обусловленные гормональными изменениями в организме, бывают весьма выраженными: повышенный уровень тревожности, эмоциональное напряжение, которые юноши стремятся «выплеснуть» наружу. В связи с этим им свойственны раздражительность, конфликтность, нередко драчливость. Для снятия эмоционального напряжения юноши используют посещение шумных дискотек и рок-концертов, нередко прибегают к употреблению алкоголя и других психоактивных веществ. Врачи, особенно педиатры, должны знать наиболее типичные поведенческие реакции юношей, которые, еще не являясь патологией, таят в себе опасность формирования в дальнейшем аномалий личностного развития.

Наиболее распространенные поведенческие реакции подросткового и юношеского возраста: [21;30]

· Реакция «оппозиции» - активный протест в ответ на предъявляемые юноше требования взрослых.

· Реакция «эмансипации» - стремление освободиться от покровительства и контроля взрослых. Эмансипация связана с самоутверждением себя как личности, стремлением «сделать все по-своему». Крайним вариантом стремления освобождения от опеки родных являются побеги и уходы из дома.

· Реакция «имитации» - стремление подражать определенному образцу или идеалу, который находит признание в компании сверстников.

· Реакция «гиперкомпенсации» - настойчивое стремление юноши найти признание и достичь успеха в той области деятельности, в которой он наименее способен (физические занятия, различного рода «хобби» и др.).

· Реакция «группирования» - участие в группах, объединенных различными мотивациями: от простого общения, увлечения музыкой, спортом («рокеры», «металлисты», «фанаты») до криминальных сообществ, групп наркоманов и т. п.

В 17 лет происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Главное психологическое приобретение данного этапа - открытие своего внутреннего мира, но оно вызывает много тревожных переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. С открытием «Я» связаны осознание своей уникальности, неповторимости и чувство одиночества. [26;59] Юношеское «Я» неопределенно, расплывчато, нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо эмоционально заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется его избирательность, потребность в уединении. Юноши нередко оказываются поверженными в сомнения, раздумья, мешающие их активной деятельной позиции. Иногда это состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей).

Для юношеского периода характерны глубокие психологические и личностные изменения, не связанные напрямую с гормональной перестройкой. Они выражаются в формировании нового самосознания, чувства дружбы и любви, переоценке собственных возможностей и способностей. Обостренное чувство собственного достоинства часто приводит к столкновениям с реальной действительностью и проявляется юношеским негативизмом. Этому способствуют завышенные притязания, удовлетворить которые в условиях недостаточной социальной самостоятельности (отсутствие ряда гражданских прав, нахождение на иждивении у родителей и др.) оказывается невозможным. [27;46] Нередко возникают конфликты с родителями, эмоциональная связь с которыми ослабевает, и юноша стремится освободиться от их опеки. Одна из главных тенденций юношеского возраста - автономизация от взрослых и переориентация на ровесников. Некоторые психологи считают общение ведущей деятельностью юношеского возраста. Потребность в общении и группировании вызвана чувством одиночества, неприкаянности, желанием найти признание собственной значимости.

Причинами кризиса являются, во-первых, ценностно-смысловая саморегуляция поведения, а, во-вторых, проблема выбора жизненных ценностей. Проявления: [28;96]

· У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья.

· Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.

· Обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексию укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

· Выбор профессии.

Смысл (новообразования): выбор внутренней позиции, профессиональное самоопределение, а также овладение защитными механизмами, которые не только позволяют внешне защищать себя от постороннего вторжения, но и укрепляют внутренне.

2. Саморегуляция в юношеском возрасте

Делись добром ;)