logo
Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

1.3 Ценностно-смысловая структура личности современной молодежи

Одно из первых определений понятия «молодежь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [43].

Иное и более детальное определение было дано И.С. Коном: молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств [21].

Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет.

Современная молодежь, как и любая социальная группа, имеет определенные личностные особенности и общие характерные черты. Молодежи, в большинстве своем свойственны неустойчивость и неопределенность картины мира, нестабильная система ценностных ориентаций и личностных смыслов, безнравственность и, как следствие, - потребительское, «сиюминутное» отношение к окружающей действительности. В сторону молодежи зачастую доносятся упреки в аморальности, в эгоизме, в беспринципности, в отказе от традиционных ценностей. Действительно, для молодого поколения появилось множество возможностей для самовыражения и самоутверждения, где не требуется высокого уровня образования и личностного развития. Культ моды, «вещевизма», нарциссизма и потребительского отношения к жизни основательно овладевает сознанием молодежи. Данная тенденция прослеживается в неослабевающем интересе молодежи к восприятию сцен и эпизодов секса, насилия и жестокости. Предпочтения в музыке все чаще склоняются в сторону воспевания собственной личности, необременительного времяпрепровождения и противоборства с устоявшимися социальными нормами и ценностями. Классическая же культура постепенно утрачивает свою ценностную привлекательность, становясь чуждой и архаичной. Как было сказано выше, в социокультурных ценностях молодежи превалируют потребительские и нарциссические ориентации, в результате чего «происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода не только отдельных имен, а целых пластов культуры, искусства, науки, образования, которые якобы не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешнего режима» [42]. Для большой части молодежи эти пути представляются весьма притягательными, несмотря на то, что, как правило, они не приводят к успеху и отрицательно влияют на раскрытие творческого потенциала личности. Противоречивость и неразвитость ценностных ориентаций являются причиной конформизма, непоследовательного, спонтанного поведения, инфантильной жизненной позиции, подвергающейся постоянному воздействию внешних стимулов [18].

Зрелую же личность характеризует присутствие в его личностной сфере системы устойчивых ценностных ориентаций, которая опосредствует такие качества как активно-волевое отношение к жизни, постоянное стремление достигнуть поставленных целей, соблюдение своих жизненных принципов и правил [33].

Проведенное российскими социологами исследование ценностных ориентаций молодежи показало, что главными жизненными ценностями этой социальной группы являются семья, друзья и здоровье, затем следует интересная работа, деньги и справедливость, причем значение последней ценности в настоящее время возрастает [40].

Усваивая те ценности, что присущи обществу, в котором воспитывается сегодня молодое поколение, человек должен избирательно подходить к этому вопросу, потому что на данный момент в молодежной среде преобладающими являются отнюдь не вечные и гуманные идеалы, а наоборот, все большее и большее распространение получают ценности, не приводящие к нравственному отношению к жизни, к целостности и устойчивости личности молодежи.

Личностные особенности молодежи объясняются тем, насколько ответственным и осмысленным было отношение человека к ценностям и идеалам, которые были им интериоризированы и закреплены в качестве личностных черт и свойств в процессе социализации. На индивидуальном уровне, от того, что усвоит для себя человек из социокультурного опыта, во многом зависит, что он передаст будущему поколению. На общественном уровне, от того, какие ценности усвоит молодое поколение, во многом будет зависеть судьба личностного здоровья нации.

Таким образом, молодежь как особая социально-демографическая группа является четким индикатором общественных преобразований, определяющих потенциал общественного прогресса. От того, насколько изучены личностные особенности молодежи, ее ценностно-смысловая сфера личности, взгляды, интересы, идеалы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые будут разработаны в области образования и профессионально-трудовой деятельности.