Ценностные ориентации дошкольников с умственной отсталостью

курсовая работа

2.1 Организация экспериментального исследования

Проведенное теоретическое исследование ценностных ориентаций дошкольников позволило наметить план экспериментального исследования.

Цель экспериментального исследования - выявить особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.. С этой целью была отобрана группа дошкольников из муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 «Василек» компенсирующего вида в количестве 10 детей и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 20 «Белочка» общеразвивающего вид в количестве 15 детей/

Для определения ценностных ориентаций детей дошкольного возраста была использована методика, разработанная на основе теста «Ценностные ориентации» М. Рокича. В методике М. Рокича респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках.

Терминальные -- убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные -- убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Материал также представлен набором из 18 ценностей.

В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты при тестировании детей. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Цель методики - определить систему ценностных ориентаций личности дошкольника, определить отношение к миру, другим людям, к себе и т.д.

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей (для дошкольников применяем карточки с хорошо знакомыми им объектами с подписями). Ваша задача - разложить их по порядку важности для Вас. Каждая ценность изображена (написана) на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.

Чтобы дошкольникам было более понятно, материал был построен следующим образом.

Список «А» (терминальные ценности):

1. активная деятельная жизнь (изображение играющих детей);

2. жизненная мудрость (книга);

3. здоровье (физическое и психическое);

4. интересная работа (интересное занятие);

5. красота природы и искусства (изображение природного ландшафта);

6. любовь (изображение улыбающихся родителей с детьми);

7. материально обеспеченная жизнь (красивый автомобиль);

8. наличие хороших и верных друзей;

9. общественное признание (похвала воспитателя, уважительное отношение взрослого к ребенку);

10. познание (стремление к знаниям, обучению в школе);

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. развитие (стремление к новому, интерес к окружающему и к себе);

13. развлечения (телевизор, компьютер, игрушки);

14. свобода (самостоятельность);

15. счастливая семейная жизнь (изображение семьи);

16. счастье других (страны, мира);

17. творчество (рисование, музыка и т.д.);

18. уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. воспитанность (хорошие манеры);

3. высокие запросы (требование новых вещей, подарков);

4. жизнерадостность (чувство юмора);

5. исполнительность (дисциплинированность);

6. независимость;

7. непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. образованность (стремление к знаниям);

9. ответственность (умение держать свое слово);

10. рационализм;

11. самоконтроль (умение держать себя в руках);

12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13. твердая воля (не отступать перед трудностями);

14. терпимость (умение прощать другим их проступки);

15. широта взглядов (уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17. эффективность в делах (трудолюбие);

18. чуткость (заботливость).

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

После проведения диагностики был проведен анализ результатов дошкольников. Рассмотрим на примере одного испытуемого ребенка.

Саша К., 5 лет.

Ценностные ориентации составлены им в следующем порядке (таблица 2.1)

Таблица 2.1 - Ранжирование ценностей в порядке убывания значимости (Саша К)

Ценностные ориентации

Терминальные

Инструментальные

1 - активная деятельная жизнь

- независимость (способность действовать самостоятельно)

2 - счастливая семейная жизнь

- ответственность

3 - развлечения

- образованность

4 - материально обеспеченная жизнь

- воспитанность (хорошие манеры);

5 - интересная работа (интересное занятие);

- честность (правдивость)

6 - познание (стремление к знаниям, обучению в школе)

- жизнерадостность (чувство юмора);

7- общественное признание

- эффективность в делах (трудолюбие)

8- счастье других (страны, мира);

- высокие запросы (требование новых вещей, подарков)

9- наличие хороших и верных друзей;

- широта взглядов (уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

10- красота природы и искусства (изображение природного ландшафта);

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

11- любовь (изображение улыбающихся родителей с детьми);

- твердая воля (не отступать перед трудностями)

12- жизненная мудрость (книга);

- терпимость (умение прощать другим их проступки)

13- здоровье (физическое и психическое);

исполнительность (дисциплинированность)

14- свобода (самостоятельность);

- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

15- развитие (стремление к новому, интерес к окружающим событиям и к себе);

- - непримиримость к недостаткам в себе и других

16- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить)

17- творчество (рисование, музыка и т.д.);

- самоконтроль

18-уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

- чуткость (заботливость)

Анализ ранжирования терминальных ценностных ориентаций Саши К. указывает на то, что важнейшее место в его жизни занимает активная деятельность, что естественно, учитывая важность игровой деятельности для дошкольного возраста. На втором месте поставлена счастливая семейная жизнь, однако как видно из ценностных ориентаций поставленных в верхней части таблицы, счастье для Саши, это материальные ценности (карточку с автомобилем он поставил на 4 место), развлечения (3 место).

Необходимо отметить, что важное место заняли ценностные ориентации, призванные помочь ребенку в его поступлении и обучении в школе. Дошкольник поставил на 6 место стремление к знаниям, на 5 место - интересные занятия. Это говорит об том, что дошкольное учреждение в полной мере сформировало у ребенка готовность к школьному обучению. Об этом и говорит и то, что общественное признание, которое нами было сформулировано как внимание со стороны взрослого и похвала поставлено на 7 место. Как указывают многие авторы, это условие есть необходимый компонент будущего успешного обучения в школе.

Однако, есть некоторые неопределенности. Так, испытуемый поставил на последнее место творчество, как ценность. Развитие на 13 место и мудрость на 12 место. Таким образом, можно предположить, что данный испытуемый в меньшей мере ориентируется на развитие своих способностей. Возможно, родители и воспитатели не в полной мере смогли выявить стремление ребенка к какому либо виду творческой деятельности, поэтому подобные ценности не понятны ребенку. Что касается инструментальных ценностей, то здесь Саша поставил на первое место независимость, он предпочитает свободу в любой деятельности. Это связано с тем, что значительным новообразованием в дошкольном возрасте является самосознание. Образованность и воспитанность соответственно находятся на 3 и 4 месте, что указывает на формирование ценностных ориентаций призванных сформировать всесторонне развитую личность.

Недостатком на наш взгляд является, тот факт, что испытуемый поставил на последние места такие инструментальные ценности как самоконтроль и рационализм. Развитие самоконтроля в старшем дошкольном возрасте является необходимым аспектом подготовки к школьному обучению. Поэтому необходимо больше работать по воспитанию самоконтроля у данного испытуемого.

Далее были проанализированы результаты остальных дошкольников, на основе которых были составлены диаграммы. На рисунке 2.1 наглядно показаны, какие терминальные ценностные ориентиры наиболее часто ставятся дошкольниками на первое место.

Рисунок 2.1 - Наиболее часто называемые дошкольниками главные терминальные ценностные ориентиры (по методике М.Рокича)

Анализ полученных данных свидетельствует, что старшие дошкольники наиболее часто ставят на первое место семейное счастье как ценностный ориентир. Из 15 участвующих в эксперименте дошкольника 30% выбрали карточки, на которых изображена счастливая семья. Проведенная с детьми беседа, которая основывалась на результатах их выбора, свидетельствовала, что дети в большинстве случаев испытывают нехватку внимания со стороны родителей. Для них счастливая семья это желание более часто проводить с родителями, заниматься какими то общими делами и т.д.

Значительное число дошкольников - 20% поставили на первое место активную деятельную жизнь. Для большинства из них данная ценность заключается в направленности на постоянную активность: в игровой деятельности, в обучении на занятиях в детском саду, дома.

Развлечение, приятное времяпровождение назвали 15% обследованных дошкольников. Это естественно - дошкольное детство период, когда они представляют отсутствие обязанностей, наиболее значима в этом возрасте игра и различные игрушки занимают главное место в их жизни.

Так же 15% старших дошкольников отдали предпочтение познанию, расширению своего образования и т.д. В данном возрасте идет формирование представлений о будущем школьном обучении. Средствами ДОУ идет подготовка к школе. Ребенок получает представление о необходимости получения хорошего образования.

Материальный достаток так же занимает определенное место в жизни дошкольников, 10% испытуемых отдали предпочтение данной ценностной ориентации, так как выбирали карточку с изображением красивого автомобиля. Из дополнительной беседы установлено, что некоторые из их семей испытывают материальные трудности и дети знают об этом. У них формируется взгляд на окружающий мир, в котором они мечтают об отсутствии материальных затруднений. Здоровье как ценность выбрали 5% опрошенных, это говорит о том, что в детском саду ведется необходимая работа по воспитанию у дошкольников здорового образа жизни. И 5% отдают предпочтение самостоятельности, что может свидетельствовать о чрезмерном контроле в семье со стороны родителей, гиперопеке и т.д.

Далее на рисунке 2.2 представлены результаты ранжирования по инструментальным ценностям.

Рисунок 2.2 - Наиболее часто называемые дошкольниками главные инструментальные ценностные ориентиры (по методике М.Рокича)

Анализ полученных результатов свидетельствует, что наибольшее место в жизни дошкольников занимают такие инструментальные ценности как воспитанность и честность, им предпочтение отдали по 25% старших дошкольников. Это говорит о том, что дошкольники понимают необходимость в хорошем воспитании, в хороших манерах, поведении. Можно утверждать, что воспитательная работа в дошкольном учреждении построена на высоком уровне, с соблюдением педагогических принципов. То же относится и к воспитанию такого качества как честность, правдивость. Эти испытуемые уверены, что каждый человек должен быть честным, искренним.

Свободу и независимость как ценностный инструментальный ориентир предпочли 15% дошкольников. Это соотносится с результатами по терминальным ценностным ориентациям (5%). Можно утверждать, что желание быть более свободным в своих действиях, результат утверждения самосознания в старшем дошкольном возрасте, а так же желание некоторых родителей утвердить строгий контроль над своим ребенком.

Жизнерадостность выбрали 20% дошкольников. Ценность чувства юмора, смеха очень важна для ребенка дошкольного возраста. Чувство юмора формирует у дошкольника терпимое отношение к жизненным проблемам, помогает смотреть на мир позитивно. Высокие запросы, образованность и аккуратность занимают также свое место в ценностных ориентациях дошкольников. По 5% дошкольников соответственно отдали им предпочтение.

В таблице 2.2 представлены результаты диагностики ценностных ориентаций дошкольников с нормальным развитием и с умственной отсталостью (методика М. Рокича).

Таблица 2.2 -- Динамика показателей ценностных ориентации

Место

Нормально развивающие дошкольники

Умственно отсталые дошкольники

Терминальные

Инструментальные

Терминальные

Инструментальные

1.

Семейное счастье

Воспитанность

Здоровье

Аккуратность

2.

Активная деятельность

Честность

Материально обеспеченная жизнь

Смелость

3.

Развлечения

Независимость

Любовь

Жизнерадостность

4.

Познание

Жизнерадостность

Интересная работа

Чуткость

5.

Материально обеспеченная жизнь

Высокие запросы

Развлечения

Воспитанность

6

Здоровье

Образованность

Счастье других

Самоконтроль

7

Свобода

Аккуратность

Познание

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Исследование грамматического строя речи

1.2 Организация и содержание экспериментального исследования

Изучив проблему и проанализировав научно-педагогическую литературу по данному вопросу, мы поставили целью эксперимента - исследование грамматического строя речи дошкольников в возрасте 5-6 лет...

Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

2.1 Методика и организация экспериментального исследования

Эксперимент проводился на базе государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа № 18 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»...

Исследование самооценки супругов, переживающих развод

2.2 Организация и условия проведения экспериментального исследования

Данное исследование проводилось в период с 20.02.2007г. по 20 марта 2007г. В качестве испытуемых были выбраны 10 пар, состоящих в стабильных семейных отношениях и 10 пар, переживающих процесс развода...

Мотивация занятий спортом у студентов

2.1 Организация экспериментального исследования

В данной работе, экспериментальная часть, заключается в том, чтобы изучить мотивы и потребности спортивной деятельности студентов. Эксперимент проходил в Вятском Государственном Гуманитарном Университете...

Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией

2.1 Организация и методики экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось с воспитанниками МДОУ ЦРР №12 «Сказка» и МДОУ ЦРР №34 «Радость». Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов...

Особенности моторных функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Методика и организация экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе санаторного ясли-сада № 434 НАНРБ в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (четвертый год обучения) и в общеобразовательной группе № 4...

Особенности представлений о предпочитаемых профессиях подростками и их родителей

2.1 Организация экспериментального исследования

Исходя из теоретической части исследования нами выявлено, что у родителей и подростков различные представления о процессе выбора профессии...

Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

2.1 Организация и методики экспериментального исследования

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности...

Особенности словесно-логической памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Методика и организация экспериментального исследования

Исследование с целью изучения особенностей словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и нормально говорящих было проведено в марте- апреле 2010 года...

Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы

2.1 Организация и проведение экспериментального исследования

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы, нами было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 а (обучение по традиционной программе) и 4 б (математический класс...

Психологические уровни развития познавательных процессов учащихся

2.1 Организация и методика экспериментального исследования

На заключительном этапе исследования нами проведен психолого-педагогический эксперимент, в котором проверялись выявленные связи между воздействием психологических механизмов и развитием познавательных процессов. В частности...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков "группы риска" в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

2.1 Организация экспериментального исследования

подросток психологический коррекционный сопровождение Исследование проводилось в период с января по март 2013 года. Приглашение к участию в исследовании включало ознакомление с процедурой его проведения, целью и задачами...

Система ценностей супружеской пары и ее изменение в браке

2.1 Методы и организация экспериментального исследования

Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент...

Способность к переключению внимания у мужчин и женщин водителей

§ 1. Организация экспериментального исследования

...

Ценностные ориентации дошкольников с умственной отсталостью

2.1 Организация экспериментального исследования

Проведенное теоретическое исследование ценностных ориентаций дошкольников позволило наметить план экспериментального исследования...

^