1.2 Категория образа жизни
Многосторонняя связь культуры и образа жизни, сыгравшая значительную роль в фило - и онтогенезе общественного развития. Структурный и функциональный анализ конкретно - исторических форм образа жизни позволяет раскрыть сущность, особенности и значение этой связи. [40].
К вопросу о структуре образа жизни мы подходим в общем, плане определяющей роли общественных отношений. Сторонники деятельностного подхода считают, что структурными элементами образа жизни являются формы человеческой жизнедеятельности.
На основании такого подхода авторами выделяются следующие стороны образа жизни: активные формы жизнедеятельности и пассивные формы последней. Активные формы жизнедеятельности - это трудовая, общественно - политическая, семейно - бытовая деятельность по повышению образования, культуры (физической и духовной), а также сферы досуга. Пассивной формой жизнедеятельности является физический отдых.
Предлагаемая структура, по нашему мнению, скорее является наиболее общей классификацией форм жизнедеятельности, чем образа жизни. Она раскрывает удельный вес той или иной формы жизнедеятельности в образе жизни индивида, социальной группы, семьи, коллектива. Подходя с этим основанием к анализу образа жизни класса, можно определить, является ли этот класс эксплуататорским или эксплуатируемым, на что указывает доля трудовой деятельности в структуре других видов жизнедеятельности. [18].
Деятельностный подход раскрывает только количественную сторону образа жизни - совокупность форм жизнедеятельности и долю последних в общей его структуре. Однако на основании такой структуры нельзя дать характеристику качественных показателей образа жизни - его конкретно - историческое содержание и роль в общественной жизни, так как сама по себе доля трудовой деятельности в структуре образа жизни не является полной характеристикой сущности и направленности последнего. Более того, вышеуказанная структура не раскрывает социальных механизмов связи различных сторон образа жизни и субъекта, без чего назначение рассматриваемого феномена теряет свою социальную значимость, качественную определенность. Кроме того, подобная точка зрения не решает вопроса и о том, благодаря каким структурным элементам образа жизни осуществляются закрепление его ведущих, устойчивых черт и их воспроизводство из поколения в поколение.
Если за основание определения образа жизни принять общественные отношения, то структурам образа жизни будет представлена следующим образом: конкретно - исторические типы общественных отношений, формы жизнедеятельности, в которых эти отношения реализуются, формы общения, в которых общественные отношения персонифицируются, а также социальные механизмы организации, закрепления и воспроизводства ведущих черт образа жизни - системы воспитания, средства идеологического и психологического воздействия, традиции, обычаи, обряды, этикеты, игры, системы управления. Все эти структурные элементы в совокупности своей оказывают формирующее воздействие на духовный мир людей, способствуют как накоплению их социального и эмоционального опыта, так и передаче его из поколения в поколение. [27].
Приведенная выше структура образа жизни «работает» на неразрывное единство объективных условий (материально - экономических отношений, социальной и естественно - географической среды) и образа жизни, она раскрывает роль каждого из них в организации образа жизни, в чем и проявляется многообразие конкретно - исторических форм последнего.
Точка зрения, согласно которой общение является необходимой стороной образа жизни, впервые была высказана Б.Ф. Ломовым, который отметил, что в процессе общения «конкретный индивид усваивает опыт, выработанный человечеством». Он при этом справедливо подчеркивает, что особенности образа жизни в наиболее полной мере раскрываются при анализе общения, а не деятельности.
Образ жизни как способ организации общественных отношений, актуализирующихся в деятельности и персонифицирующихся в общении, обеспечивает постоянное взаимодействие индивида или социальной общности с социальными и природными условиями их жизни, определяет соответствие (или несоответствие) духовных качеств и поведения личности, семьи, производственного или неформального коллектива и. т. д. общественным потребностям исторического развития. Образ жизни фокусирует общественные процессы материального и идеологического характера на социальную общность через организацию общественных отношений, деятельности и человеческих взаимоотношений, т. е. общения. Так, функционирование общественных отношений с необходимостью предполагает определенный тип человека, воплощающий в себе заданную программу социального развития. Формирование необходимых качеств осуществляется благодаря деятельности, направленной, с одной стороны, на преобразование объективного мира, а с другой - на взаимодействие индивида с другими людьми, в результате которого и происходит переделка человека человеком. «Деятельность в непосредственном общении с другими… - отмечал К. Маркс, - стала органом проявления моей жизни и одним из способов усвоения человеческой жизни». [19].
В процессе деятельности происходит материализация общественных отношений. Материальные общественные отношения находят свое предметное воплощение в производительных силах, предметах материальной культуры, формах распределения и обмена. Идеологические отношения, реализуемые в различных видах деятельности, также находят свое выражение в форме социальной предметности, объективируются в ходе общественной практики людей. В социальной предметности таких идеологических отношений, как обрядовые действия, культовые сооружения, игры, этикеты, преобладает момент условности, символики, эмоциональный эффект воздействия которых достигает широким использованием эстетических средств.
Социальная предметность материальной и духовной культуры является не только результатом деятельности людей и условием их существования, но и средством формирования необходимых духовных и физических качеств, благодаря чему и происходит процесс преемственности в историческом развитии. В ней, т. е. социальной предметности, в объективированной форме находит выражение сознательная цель человека, «которая, по замечанию К. Маркса, как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».
В предметах материальной и духовной культуры заложена программа деятельности человека, его знаний, умений, навыков, практических действий, необходимых для её осуществления. По орудиям производства, памятникам материальной и духовной культуры можно достаточно точно восстановить, что и как люди умели делать, какие профессиональные знания и умения были им необходимы для осуществления подобного рода деятельности. Такая «запрограммированность» деятельности человека во внешней предметности ее результатов всегда создает возможность для сравнения адекватности знания объективным законам развития природы и общества.
Что касается жизнедеятельности, то здесь в качестве критерия на передний план выдвигаются «человеческий фактор», его духовный мир, поведение, жизненные цели, взаимоотношения между людьми. И в данном случае для нормального функционирования системы духовных качеств и деятельности человека одних профессиональных знаний и навыков явно недостаточно. [14].
Сердцевиной духовного мира личности является мировоззрение, выступающее в единстве с нравственно - политическими убеждениями, потребностями, чувствами, привычками, идеалами, эстетическими вкусами и. т. д. Духовное богатство индивида, порожденное «богатством его действительных отношений» (К. Маркс), получает свою законченность и завершенность только в том случае, когда основным регулятором его поведения становятся нравственные качества. Нравственные отношения как социально необходимое являются тем звеном всеобщей связи между людьми, без которого невозможны человеческое общение, осуществление единства личности и общества, индивидуального и общественного, природного и социального. Но если все другие духовные качества преимущественно формируются в соответствующих видах деятельности или близких к ним, то нравственные качества соответствующего вида деятельности не имеют. В обществе нет и специальных институтов и организаций, осуществляющих процесс нравственного воспитания.
В целом все духовные качества носят интегральный характер. Однако даже эстетические чувства, потребности и вкусы имеют более или менее четкую локализацию. Нравственные же качества такой локализации не имеют, так как объектом отражения в нравственном сознании является не вещественная (предметная) среда, а человек, его поведение, отношение к другим людям, их делам и поступкам. Нравственные отношения пронизывают все сферы деятельности человека, так же как и нравственные качества, которые являются сопутствующим моментом любого вида деятельности. Поэтому «запрограммированности» нравственных качеств во внешней предметности нет, и взятый сам по себе определенный вид деятельности не формирует нравственных убеждений, чувств, привычек и. т. д. Нравственные качества формируются самим процессом организации общественной жизни. [16].
И здесь мы сталкиваемся с двумя проблемами. В - первых, человек, включаясь в систему действий по освоению действительности, заложенных в предмете, как овеществленном опыте предшествующих поколений, должен в адекватной форме «воспроизводить в себе черты той деятельности людей, которая кристаллизована… в данном предмете или явлении…». Но, отмечает А. Н. Леонтьев, сама по себе такая деятельность под влиянием созданных людьми предметов у человека не формируется. Его нужно научить, воспитать, подвести к овладению специфическими чертами той или иной деятельности. Постижение человеком в его индивидуальном развитии достигнуто, возможно, только благодаря связи с другими людьми, т. е. в процессе общения. Закрепление накапливаемых достижений исторического развития людей происходит в форме «явлений материальной и духовной культуры».
Но это только, хотя и очень важная, одна сторона вопроса, одна проблема. Она касается того, как в процессе взаимодействия с внешним миром развивает свои возможности человек, в чем отличие биологического приспособления к этому миру от социального овладения им. И в этом плане совершенно справедливо подчеркиваются истинное назначение и особенность культуры как социального явления - это форма закрепления во внешней предметности материального и духовного развития общества. Здесь отчетливо прослеживается познавательная функция культуры, роль последней в воспроизводстве материальных и интеллектуальных ценностей человечества. [17].
Суть другой проблемы заключается в следующем. Активное, деятельное отношение человека к внешнему миру осуществляется на основе и благодаря общению в рамках определенных общественных отношений, действительной реальностью которых оно, это общение, и является. Жизнь человека как общественного существа возможна только в общении, которое является непременным условием деятельности человека. В общении люди физически и духовно творят друг друга. В общении происходит обмен информацией, результатами деятельности, осуществляется передача социального и эмоционального опыта. Однако во взаимоотношениях между людьми социальной необходимостью является не только фактор закрепления достигнутого, но и фактор регулирования характера и направленности этих отношений, т. е. общения.
Любая вещь, явление социальной предметности есть овеществленный труд, знания, накопленный опыт людей, но ни одна вещь, взятая вне человеческих взаимоотношений, не может свидетельствовать о культурном уровне человека, социальной общности, общества в целом. Очевидно, что духовные качества реализуются не только в отношении к предметному миру, в ещё большей степени и многообразии они проявляются в общении между людьми, в процессе которого они формируются и воспроизводятся. Следовательно, рассмотрение культуры как совокупности достижений материальной и духовной жизни общества как формы закрепления этих достижений явно недостаточно. Они, эти определения, подчеркивают момент устойчивого, преемственного, вещественно и духовно данного. Но оставляют вне культуры вопрос о том, как развивается человек в условиях культурных ценностей, какое влияние оказывал и оказывает вещественный фактор культуры на духовные качества человека, что особенно важно учитывать в условиях научно - технической революции, интеграционных процессов во всех областях общественной жизни, информационной перенасыщенности современной эпохи, увеличения в огромных масштабах социально значимых контактов между людьми. При таком подходе остаются вне факторов культуры сложный и многообразный мир человеческих взаимоотношений, влияние формальных повседневных и неформальных контактов на образ жизни людей, их духовные качества, а также социальные механизмы регулирования и закрепления культуры человеческих взаимоотношений. [10].
Поэтому мы полностью разделяем точку зрения Э. Иона, который понимает культуру как процесс и систему общественных отношений, что позволяет вещественные и духовные достижения человечества рассматривать в ракурсе их влияния на людей в процессе их исторического развития. «Под культурой, - пишет автор, - в полном и широком смысле слова, оцениваемой позитивно, мы понимаем явления общественной жизни, которые по своей форме и содержанию, по своей сущности и явлению означают процесс становления человека, его сложное развитие к человеческому состоянию».
В соответствии с таким подходом к культуре, в ней выделяются вещественные и духовные элементы, культурная деятельность, представленные в единстве процесса развития человека и его «сущностных сил», а также его взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, формой закрепления достижений развития общества, а также процессом осуществления исторического прогресса является культура, представленная в единстве предметных результатов деятельности и духовных качеств людей.
Содержание программы социального развития общества определяется господствующими в ней общественными отношениями, которые, по определению В. И. Ленина, слагаются из действий реальных личностей. Следовательно, общественные отношения - безличностные по своему характеру - существуют в деятельности и благодаря деятельности, результаты которой закрепляются в формах материальной и духовной культуры.
Всеобщим условием овладения достижениями развития общества является общение индивидов, в процессе которого на основе предметно - практической деятельности люди не только обмениваются материальными ценностями, овладевая профессиональными знаниями и навыками, но и происходит формирование их духовного мира в целом. В общении люди обмениваются знаниями, чувствами, общественными ценностями, что является условием и средством воспитания в человеке его потребностей, чувств, привычек, убеждений, установок, оценок, направленности жизненной ориентации, составляющих богатство духовного мира личности, ее духовную культуру и реализуемых в конкретном поведении и поступках людей. Общение - это многообразные связи и отношения между людьми, в которых осуществляется общественная жизнь последних. В общении происходят процессы эмоционального заражения, внушения, убеждения, что ведет к развитию и закреплению «структуры и сущности взаимодействующих субъектов».
Деятельность и общение - это две стороны образа жизни как способа организации общественных отношений в воспитательный процесс с целью достижения максимального эффекта его формирующего воздействия на духовные качества человека. Формой закрепления достижений развития общества и процессом овладения ими является культура, благодаря общественной роли которой осуществляются преемственность в общественном развитии, воспроизводство ведущих сторон образа жизни.
В системе культурных факторов (вещественные и духовные ценности, культурная деятельность и. т. д.) существенную, хотя и малоизученную роль играет культура общения. Последняя как целостная система деловых и повседневных контактов между людьми, максимально полно отвечающая потребностям духовного и физического развития личности, является условием и средством сознательной деятельности людей, и поэтому благодаря ей сохраняется требуемый уровень качества функционирования и воспроизводства образа жизни, социального опыта и духовных ценностей. Культура общения удерживает в активном деятельном состоянии духовные качества личности, закрепляет их путем объектирования в типизированных образцах поступков, тем самым, транслируя их на новые поколения.
Способы повседневных людских контактов, представляющие собой непосредственную действительность общественных отношений, определяются образом жизни, как в целом общественном явлении, так и в индуализированных формах его проявления, оказывая, в свою очередь, обратное влияние на развитие и совершенствование всех сторон последнего через организацию и осуществление трудовой деятельности, функционирование системы воспитания и образования, соблюдение политических, правовых и нравственных норм регулирования поведения людей, проведение досуга и. т. д. [28].
- 26. Проблемы исследования больших социальных групп
- Лекция третья. Образ жизни - основной вопрос медицины Две сферы образа жизни
- 14. Специфические методы гуманитарных исследований.
- 3. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии
- Городской образ жизни.
- 18.4. Методы социально-психологического исследования
- 39. Методы исследования малых групп.
- Общие проблемы исследования малой группы в социальной психологии
- Тема 7. Психология больших социальных групп.