Экспериментальное исследование по профилактике агрессивности у детей раннего возраста

дипломная работа

1.3 Специфика профилактики агрессивности у детей раннего возраста в деятельности педагога-психолога

Профилактика в структуре психологической помощи рассматривается как предупреждение отклонений в развитии. Профилактика агрессивности реализуется в организации занятий со всеми детьми раннего возраста в группе. При постановке профилактических целей психолог руководствуется пониманием закономерностей психического развития и структуры возраста в отечественной психологии.

Согласно отечественным исследованиям, профилактическая работа с детьми раннего возраста может быть направлена на:

· оптимизацию социальной ситуации развития ребенка;

· развитие видов деятельности ребенка;

· формирование возрастно-психологических новообразований [55, c. 103].

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. выделяют следующие основные направления профилактики агрессивности у детей раннего возраста:

· выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии ребенка, и своевременная нейтрализация этих воздействий;

· современная диагностика асоциальных отклонений в поведении детей и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств [52, c. 68].

В связи с этим возникает необходимость в проведении анализа индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих агрессивность детей раннего возраста, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и профилактика позволяют предупредить отклонения в поведении детей.

Профилактика агрессивности у детей раннего возраста включает в себя знакомство детей, их сближение друг с другом, знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии.

Знакомство с окружающим организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:

· добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

· непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

· многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

· наглядный материал (игрушки, различные предметы и т.д.);

· запрет на оценку действий ребенка;

· предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир [42, c. 385].

Профилактика агрессивности у детей раннегo вoзраста включает в себя работу с родителями, работу с педагогами и работу с детьми.

В процессе работы с родителями важно вести активную просветительскую работу по вoпрoсам агрессивности в раннем возрасте: размещение в группах инфoрмациoнных стендов для родителей; организация для родителей и ребенка индивидуальной консультации с педагoгoм-психoлoгoм дошкольного учреждения; групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы. Важно обучить родителей приемам снятия психoэмoциoнальнoгo напряжения [19, c. 7].

Работа психолога с семьей включает проведение родительских собраний, конференций, индивидуальных бесед и т.д. Родительские собрания проводят заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели групп. На родительском собрании родителей знакомят с особенностями детей, со спецификой взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Следует обратить внимание родителей на подбор игрушек, необходимых для данного возраста, принцип их расположения в группе, на обучение детей предметным действиям. Важно, чтобы они увидели и специально организованные воспитателем занятия, игры и обучение детей на занятиях.

Е.А. Евстратова отмечает, что во время встречи с родителями психолог ставит ряд целей:

· в индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи; предложить заполнить анкеты;

· рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой воспитания и обучения, по которой работает детский сад;

· помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников [21, c. 12].

При проведении занятий психолог учитывает специфику работы с детьми раннего возраста: ребенок до 3 лет не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога, психолога по выявлению психологических проблем у детей.

На начальном этапе работы наиболее эффективен метод, когда психолог непосредственно с детьми не контактирует, а лишь руководит действиями матерей с детьми.

При подборе методов профилактики агрессивности необходимо учитывать следующие факторы:

· психологические (личностные характеристики ребёнка, специфика внутриличностных и межличностных конфликтов);

· педагогические (уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребёнка);

· клинические (особенности пренатального онтогенеза, специфика соматовегетативных и моторных дисфункций) [55, с. 211].

Для профилактики агрессивности у детей раннего возраста используются игровые методы. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство профилактики агрессивности у детей раннего возраста. Понятие игры рассматривается в детской психологии как вид деятельности, на основе которого происходит познание действительности. Игра является универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка раннего возраста. Игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. В игре ребенок демонстрирует с помощью конкретных предметов то, что он когда-либо испытывал. Игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, с игрой связаны те моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь. Именно поэтому в профилактике агрессивности у детей раннего возраста все большее значение приобретает игровая терапия [60, с. 201].

В активной игровой деятельности подчеркивается значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и психологом, которые считаются значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми. При пассивном типе игровой деятельности психолог не ограничивает детскую игру, а просто присутствует. По мере того, как ребенок в процессе активной деятельности выясняет, что ему позволено делать, психолог постепенно включается в детскую игру. Руководящая роль в игре принадлежит ребенку, психолог же время от времени предлагает интерпретации его действий. Ребенок получает возможность снизить уровень агрессивности в игровой форме.

Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая. С помощью игровой терапии можно подсказать ребенку правильное поведение, объяснить определенную ситуацию. Психологи создают специальные игры, направленные на выявление проблемных ситуаций в сознании ребенка [40, с. 79].

Ковалева И.В. считает необходимым выраженность в игровом поведении таких особенностей как:

· ненаправленность действий;

· импульсивность;

· эмоциональная связь с окружающими [28, с. 13].

Именно эти черты при определенных условиях приводят к игре. Недостаточная их выраженность приводит к нарушениям игрового поведения и агрессивности у детей раннего возраста. Организуя детскую игру, психолог может наблюдать ее соответствие возрастному периоду, видеть уровень отработанности игровых навыков, может установить проявления агрессивного поведения.

К структурным компонентам игры относятся:

· игровой замысел;

· сюжет или содержание;

· правила;

· роль;

· действия [21, с. 12].

Игровой замысел представляет собой общее определение игры. Он отражается в игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является основой игры. Сюжет, содержание игры - это то, что определяет развитие игры, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Структурной особенностью игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. В процессе игры детьми устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Данные структурные элементы игры являются типичными, но имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Игровые правила направлены на то, чтобы организовать действия, поведение детей раннего возраста. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, агрессию. Игровые действия включают различные задания, в процессе выполнения которых происходит развитие эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста. Результат игры включает подведение итогов, обсуждение игры детьми. В данном случае важно, чтобы новые знания, полученные в ходе игры, были проговорены детьми [19, с. 7].

Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

· цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

· деятельность детей подчиняется правилам игры;

· материал используется в качестве средства игры;

· успешное выполнение задания связывается с игровым результатом [15, с. 30].

Игра как метод профилактики агрессивности у детей раннего возраста предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной), игровых приемов (соревнование, поиск), сочетание игрового и дидактического начала в виде обучающей роли взрослого и возрастающей активности и самостоятельности ребенка. Психологический потенциал игры заключается в том, что в игре дети отражают различные стороны жизни, учатся подчинять свое поведение правилам игры.

Также большое значение имеет группирование игр для детей раннего возраста. Психолог может группировать игры по возрастным критериям с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста. Также важно группировать игры в зависимости уровня агрессивности детей. Кроме того, психолог группирует игры на основе ведущего вида деятельности ребенка, коммуникативных особенностей, эмоционально-волевой сферы.

Для профилактики агрессивности у детей раннего возраста широко используется арт-терапия, в частности, сказкотерапевтические методы. Сказкотерапия рассматривается как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, построить отношения с окружающими [26, c. 72].

Особенно эффективной сказкотерапия является в работе с детьми раннего возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей развит механизм идентификации, что является приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Кроме того, посредством сказочных обрNN детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов.

Описана концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. М.В. Киселева отмечает, что данная концепция базируется на пяти видах сказок:

· художественные (авторские, народные);

· психокоррекционные;

· психотерапевтические;

· медитативные;

· дидактические [26, c. 58].

Работая со сказками, психологи используют разные формы подачи материала (рассказывание и сочинение сказок, кукло- и имиджтерапия, постановка сказок на сцене и в песочнице и др.), т.е. речь идёт об использовании средств комплексной сказкотерапии.

В настоящее время существует большое количество программ, основанных на различных видах сказок. Принято считать, что детям раннего возраста более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Самые распространенные способы работы со сказкой:

· обсуждение уже существующей сказки;

· самостоятельное написание ребенком сказки;

· инсценирование, драматизация уже написанной сказки;

· арттерапевтическая работа по мотивам сказки.

Делись добром ;)