Эмоцональный тон и настроение как составляющие эмоций

курсовая работа

2.1 Психологический анализ понятий эмоциональный тон ощущений и эмоциональный тон впечатлений

эмоциональный психология настроение впечатление

Эмоциональный тон впечатлений.

Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности, общения, испытываемых эмоций.

Н. Н. Ланге писал, что в эмоциях есть особое элементарное чувство удовольствия и страдания, которое несводимо к органическим и кинестетическим ощущениям. Если эмоциональный тон ощущений - это физическое удовольствие - неудовольствие, то эмоциональный тон впечатлений - эстетическое удовольствие - неудовольствие.

С точки зрения Ланге, эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это обстоятельство и дает основание делить эмоции на положительные (связанные с удовольствием) и отрицательные (связанные с неудовольствием), т. е. метить их знаком.

Эмоциональный тон впечатлений, в отличие от эмоционального тона ощущений, может быть бесконтактным, т. е. не связанным с прямым воздействием физического или химического раздражителя, а являться следствием представления (воспоминание о приятно проведенном отпуске, о победе любимой команды, о своем удачном выступлении и т. д.) [8, с.376].

Эмоциональный тон ощущений.

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere - возбуждать, волновать) -- переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Синоним - прельщение.

Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения.

Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т. д.

Выделение в конце XIX -- начале XX века эмоционального тона ощущений из ощущений было существенным шагом вперед в изучении эмоциональной сферы человека и животных. Н. Н. Ланге писал, что «обычная речь и даже недостаточно точное психологическое наблюдение... постоянно смешивают эти два ряда явлений.

Их различение оказывается особенно трудным в случае органических ощущений и кожных. Если чувство приятности или неприятности цвета или запаха сравнительно легко отличается нами от самого цвета или запаха, то в кожной боли, в щекотке, а особенно в органических ощущениях пищеварительного тракта и вообще физическом самочувствии ощущения тесно сливаются для наблюдателя с соответствующими чувствами. Н. Н. Ланге провел сравнительный анализ характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (По Н. Н. Ланге) [9, с.247].

Ощущение

Эмоциональный тон

Нейтрально, безразлично

Эмоционально окрашен: приятно - неприятно

Зависит от строения периферического органа ощущения

Однороден, независим от строения органа ощущения

Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое)

Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно

Является первичным и самостоятельным феноменом

Не возникает самостоятельно, а в его основе лежит ощущение, представление, вспоминание

Становится отчетливее и яснее, когда на него обращают внимание

Присуща неясность и расплывчатость, а при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает

Функции эмоционального тона ощущений.

Первая функция эмоционального тона ощущений - ориентировочная, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, "желательно ли оно или от него надо избавиться. «Чувство удовольствия влечет за собой повышение жизнедеятельности и движения, направленные на сохранение и, усиление приятного впечатления, а неудовольствие и страдание, обратно, понижают жизнедеятельность и вызывают движения оттягивания, обороны, самозащиты». Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными типами других известных объектов - писал Н. Н. Ланге. Как пишет П. К. Анохин, благодаря эмоциональному тону «...организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие» [5, с.175].

Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой - сообщать человеку и животным, что имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон -- удовольствие) или не удовлетворена (и тогда возникает отрицательный эмоциональный тон -- неудовольствие).

Третья функция эмоционального тона ощущений связана с необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут нужный организму результат.

Механизмы возникновения эмоционального тона ощущений. Как отмечает В. К. Вилюнас, «факт эмоционального восприятия субъектом безусловных раздражителей долгое время оставался без должного внимания... Между тем есть основания утверждать, что к ответной реакции побуждает субъекта не вызывающее боль воздействие, а сама боль, не пищевое подкрепление, а положительное эмоциональное его восприятие, то есть не сам по себе раздражитель, а то эмоциональное состояние, которое он вызывает». Это эмоциональное состояние, возникающее по механизму безусловного рефлекса, и есть эмоциональный тон ощущений [2, с.122].

Н. Н. Ланге пишет, что появление чувственного тона ощущений нам задано природой и не зависит от нашей воли [9, с.257]. По П. В. Симонову, эмоциональный тон ощущений в некоторых случаях является своеобразным эффектом видовой памяти. Так, наследственно обусловленным является неприятный эмоциональный тон болевого ощущения и приятный эмоциональный тон ощущений типа оргазма. По его мнению, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора [6, с.107].

Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений [5, с.62].

Делись добром ;)