Эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы у отстающих в обучении школьников

курсовая работа

1.1 Мотивация учебной деятельности как психолого-педагогический феномен

Понятие "учебная деятельность" неоднозначно: иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. Согласно Д.Б. Эльконину, это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. - С.86..

Учебная деятельность - проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Учебная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные цели, мотивы, задачи, операции, анализ результатов. Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать положительно мотивированные учебные задачи.

Учебная деятельность - это проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Для формирования полноценной учебной деятельности учащиеся должны систематически решать положительно мотивированные учебные задачи.

Можно выделить основные характеристики учебной деятельности, отличающие её от других форм учения:

- она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

- в ней осваиваются общие способы действий и научные; в ней осваиваются общие способы действий и научные;

- общие способы действия предваряют решение задач; общие способы действия предваряют решение задач;

- учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте, учебная деятельность ведёт к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной характеристикой;

- активная форма учения есть изменение психических свойств и поведения обучающегося "в зависимости от результатов своих собственных действий" (И. Лингарт).

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определённых ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. Являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется строением. По К. Прибраму, Ю. Галантеру, Дж. Миллеру, А.А. Леонтьеву строение учебной деятельности составляют наличие мотива, плана (замысел, программы), исполнение (реализация) и контроль Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 398 с..

Мотивация является не только одним из основных компонентов структурной организации учебной деятельности (вспомним "закон готовности" Э. Торндайка, мотивацию как первый обязательный этап поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина), но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация как первый обязательный компонент входит в структуру учебной деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остаётся внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности Булатова О.В., Солянова Е.С. Взаимосвязь общей способности к учению и мотивации в младшем школьном возрасте // Вестник Югорского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 66-69..

Учебная задача предлагается обучающемуся как определённое учебное задание (формулировка которого важна для его решения и результата) в определённой учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.

В процессе учения проявляется и формируется познавательная деятельность младшего школьника. Они узнают много нового, готовы об этом рассказать, выступить с короткими сообщениями, докладами. Однако младших школьников начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность. Правда, проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мысли-тельной деятельности среднего и старшего школьника. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают младшему школьнику выделить главное, существенное и сделать необходимые обобщения. Так, изучая историю, учащийся довольно подробно рассказывает о восстании под руководством Степана Разина, а вскрыть его социально-историческую сущность затрудняется Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. - М.: Академия, 2003. - 218 с..

В отличие от первоклассника, который с большим интересом воспринимает готовый учебный материал, при переходе в среднее звено младший школьник стремится к самостоятельности. Многие предпочитают решить задачу, не списывая решение с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью развивается и критичность мышления ученика. В отличие от первоклассника, который принимает всё на веру, младший школьник при переходе в среднее звено предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ничего не хочет принимать на веру, требует доказательности, убедительности, более глубокой аргументации. Особенно критичен учащийся к самому изложению материала: неправильность речи, фактические ошибки, допущенные учителем, становятся предметом широкого обсуждения, чего, как правило, не случается в первом классе Козлова Н.А. Мотивация учебной деятельности у младших школьников при переходе в среднее звено общеобразовательной школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 26. - С. 29-33..

При высокой степени критичности по отношению к другим у учащегося почти отсутствует критичность в оценке своей собственной мысли. У него редко возникают сомнения по поводу написанного сочинения или подготовленного им выступления. Они встречают с неохотой и явным сопротивлением необходимость лишний раз обдумать, взвесить, проверить выводы, а в связи с этим и исправить уже выполненное задание.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения.

Среди благоприятных: положительное отношение к школе у большинства младших школьников; полное доверие к учителю; острая потребность в новых впечатлениях; естественная любознательность.

Неблагоприятные условия: неустойчивое внимание; неустойчивые интересы; несформированность воли.

Многие школьники с готовностью участвуют в подражательных действиях, но когда что-нибудь нужно делать самим, ждут указаний учителя, нервничают, работают на уроке только тогда, когда уверены в успехе Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с..

Делись добром ;)