Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению

курсовая работа

2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе

Проведенное изучение склонности подростков к девиантному поведению позволило обнаружить нам следующие результаты, представленные в приложении 1 и таблице 1.

Так установка на социальную желательность была обнаружена 50,01% испытуемых выборки, они стремятся демонстрировать строгое соблюдение даже малозначимых социальных норм, они стремятся показать себя в лучшем свете, при этом процесс диагностики воспринимается настороженно. Предварительное же изучение всех шкал свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Таблица 1

Частота встречаемости установки на социальную желательность у подростков

Ниже 50 баллов

50-60 баллов

60-70 баллов

Выше 70 баллов

3, 85 %

69,03%

50,01%

11,55%

м

1(3,85%)

5(19,23%)

7(26,93%)

1(3,85%)

ж

0(0%)

4(15,39%)

6(23,08%)

2(7,7%)

Анализ выборки, набравшей ниже 50 баллов, свидетельствует о том, что только 3,85% подростков не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. При этом можем отметить, что большая искренность в ответах свойственна девушкам.

Умеренная тенденция давать социально-желательные ответы была выявлена у 19,23% юношей и 15,39% девушек.

Таким образом, даже высокие показатели по первой шкале, в совокупности с показателями остальных шкал и при учете возрастных особенностей, свидетельствуют о достоверности результатов, так как даже высокое стремление показать себя с лучшей стороны у подростков младше 14 лет выливается к окончанию процедуры тестирования в искренние ответы. Продолжая изучение особенностей поведения подростков, изучим предрасположенность испытуемых к преодолению норм и правил, к склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Наибольшую разницу в результатах можем отметить в диапазоне между 50-60 и 60-70 баллами, что свидетельствует о выраженности тенденции к преодолению норм и правил у подростков-юношей, чем у подростков-девушек. При этом юноши исследуемой выборки показывают преобладание в их сознании нонконформистских установок, они в большей степени склонны противопоставлять собственные нормы ценностям группы, и характеризуются как «нарушители спокойствия».

Что же касается самых высоких баллов, свидетельствующих о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, то они в большей степени проявились у девушек данной выборки.

Тогда как среднее значение по изучаемой шкале примерно равно и у девушек (х ср =54,75), и у юношей (х ср =59,38)

Таким образом, анализ второй шкалы показал, что, как и девушки, так и юноши, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации склонны к проявлению негативизма и нонконформизма, при этом если у девушек данная склонность и проявляется, то проявляется в более острой форме, чем у юношей.

Продолжая анализ результатов исследования, определим, проявляется ли у подростков склонность к аддиктивному поведению, Изучение показателей исследования обнаружило, что самых высоких показателей по этой шкале обнаружено не было, что свидетельствует в целом об отсутствии яркой склонности к аддиктивному поведению у этой категории подростков. Остальные результаты представлены графически (рис. 2.).

Рис. 2. Соотношение склонности к аддиктивному поведению у подростков

Отметим, что предрасположенность к уходу от реальности путём изменения психического состояния, наличие склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем проявляется чаше у юношей (11,54%), чем у девушек (7,7%). Успокаивает то, что невыраженная склонность к уходу от реальности посредством изменения психического состояния характерна большей части испытуемых, это 34,62% юношей и 46,16% девушек (всего 80,78%).

Следовательно, полученные результаты говорят о наличии в среде подростков склонности ухода от реальности, причем это в большей степени характерно юношам, нежели девушкам. При этом важно отметить, что ярко выраженного аддиктивного поведения в выборке не отмечено.

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению в исследуемой выборке все-таки была выявлена. Причем среднее значение по женской выборке равно 49,36 баллам, а в мужской - 56.23 баллам. Изучение частоты встречаемости показателей выше и ниже 50 баллов представлено в таблице 2.

Таблица 2

Частота встречаемости склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у подростков

Ниже 50 баллов

50-70 баллов

всего

61,54%

38,47%

М

8(30,77%)

4(15,39%)

Ж

8(30,77%)

6(23,08%)

Из таблицы видим, что высокие показатели свойственны юношам (15,39% от числа всей выборки и 23,08% девушек. При этом низкая ценность собственной жизни у этих подростков проявляется в склонности к риску, в выраженной потребности в острых ощущениях, садомазохистских тенденциях. Тогда как 30,77% девушек и столько же 30,77% юношей адекватно воспринимают себя, и также адекватно к себе относятся.

Таким образом, среди испытуемых подростков есть примерно третья часть, которые характеризуются наличием аутоагрессивного поведения и комплекса вины в поведенческих реакциях.

Другое проявление агрессивности, проявляющееся в насилии, также было выявлено в исследуемой выборке (рис. 3.). При этом показатель среднего значения примерно одинаков в обеих выборках, для мужской выборки X ср =58,54, для женской выборки X ср =56,32

Рис. 3. Соотношение склонности к агрессии и насилию у подростков

Изучение представленных результатов показало, что у одинакового количества 26,93% юношей и девушек, проявляется неприемлемость насилия как средства решения проблем, нетипичность агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Тогда как другая часть подростков демонстрируют диаметрально противоположные поведенческие реакции. Так агрессивные тенденции отмечаются у 11,54% юношей и 19,23% девушек.

Агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, стремление использовать унижение партнера по общению как средства стабилизации самооценки, наличие садистических тенденций это характеристики также одинакового количества, выраженного в 7,7% подростков-юношей и подростков-девушек.

Что касается эмоционально-волевого самоконтроля, то наблюдаем следующие результаты, представленные в таблице 3. В целом и у юношей, и у девушек отмечаем одинаковую тенденцию к сформированности эмоционально-волевых качеств.

Таблица 3

Особенности эмоционально-волевого контроля у подростков

Ниже 50 баллов

60-70 баллов

всего

61,55%

38,46%

М

7 (26,93%)

5(19,23%)

Ж

9 (34,62%)

5(19,23%)

Согласно представленным результатам 61,55% подростков отличаются жестким самоконтролем при любым поведенческих эмоциональных реакциях. Тогда как у 38,46% испытуемых отмечается слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Им характерна склонность реализовать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных желаний.

К делинквентному поведению, согласно проведенному исследованию склонны почти 38,47% испытуемых (таблица 4).

Таблица 4

Частота встречаемости склонности к делинквентному поведению у подростков

Ниже 50 баллов

50-60 баллов

60-70 баллов

всего

61,54%

34,62%

3,85%

М

8 (30,77%)

4 (15,39%)

0 (0%)

Ж

8 (30,77%)

5 (19,23%)

1 (3,85%)

Изучение представленных результатов показывает, что 61,54% испытуемых, причем этот процент делится пополам между девушками и юношами, не имеют тенденции к делинквентному поведению. У 34,62% испытуемых, среди которых практически в равной степени присутствуют и юноши, и девушки, можем отметить наличие делинквентных тенденций и низкий социальный контроль. Высокая готовность к реализации делинквентного поведения характерна 3,85% испытуемых и важно отметить, что этот процесс выявлен у девушек.

Таким образом, для подростков характерна склонность к делинквентному поведению, повышенной агрессии и склонности к насилию, высокой аутоагрессии при несформированном эмоционально-волевом контроле.

Последним пунктом в диагностике является шкала принятия женской социальной роли, предназначена только женской выборке. При этом высокая готовность к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, непринятие агрессии как способа достижения жизненных целей характерно 3,85% девушек.

Адекватный уровень принятия женской социальной роли, когда сочетается возможность реализовать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы отмечены у других 23,08% девушек-подростков.

Для 26,93% испытуемых свойственно - непринятие женской социальной роли, отвержение традиционно женских ценностей. Они готовы к реализации мужских поведенческих стереотипов, принимают мужскую систему ценностей и относительно в высокой степени принимают собственную и чужую агрессию.

Чтобы получить более полную картину о склонности к отклоняющемуся поведению у подростков проведем анализ корреляционной матрицы (таблица 5), обозначение шкал приведено в п.2.1.

Проведенный корреляционный анализ исследуемых параметров у подростков-юношей обнаружил 25,26% достоверных связей с уровнем значимости р=0,05 и р=0,01. Наибольшее количество достоверных связей выявлено у шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениию и шкалы, склонности к деликвентному поведениию.

Таблица 5

Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-юношей

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

-0,14

1

3

0,02

0,28

1

4

-0,42

0,22

0,37

1

5

-0,35

0,02

0,27

0,85

1

6

-0,67

-0,26

0,32

0,47

0,35

1

7

-0,06

0,50

0,67

0,56

0,56

-0,01

1

Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростка-юноши готовность представить себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности (г= -0,67), тем существенней контроль за поведенческими проявлениями эмоциональных реакций. Чем выше уровень аутоагрессии, тем чаще проявляется у него склонность к аддиктивному поведению (г=0,85) путем изменения своего психического состояния, причем данный уход начинает доминировать в сознании подростка, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. В этом состоянии подросток не только не решает важных для себя проблем, но и может наблюдаться остановка в своем духовном развитии ребенка. Также повышение аутоагрессии может привести к проявлению нонконформизма и ярко выраженного негативизма (г=0,56). Также можем наблюдать и обратную зависимость, которая показывает, что подросток, адекватно относящийся к себе, также адекватно отражает окружающую действительность, при этом у него развит самоконтроль, он действует согласно установленным правилам и нормам поведения.

Помимо этого отмеченные достоверные связи показывают наличие взаимозависимости между аутоагресиией и склонностью к агрессии и насилию по отношению к другому человеку (г=0,85). Данная связь показывает, что чем ярче у подростка выражены садомазохистские тенденции в поведении, чем больше он нуждается в острых ощущениях, тем больше агрессивной направленности в отношениях с другими людьми можно у него обнаружить. Причем основной чертой поведенческого рисунка ребенка становится насилие, посредством которого решается любая проблема.

Чаще всего, согласно корреляционной матрице, склонность к насилию отмечается у подростков со слабым волевым контролем эмоциональной сферы (г=0,56). Важно отметить, что перечисленные взаимосвязи характерны как юношам, так и девушкам.

Таблица 6

Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-девушек

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1

2

-0,47

1

3

-0,46

0,74

1

4

-0,31

0,53

0,51

1

5

-0,24

0,50

0,61

0,65

1

6

-0,57

0,48

0,43

0,40

0,34

1

7

-0,34

0,73

0,78

0,59

0,46

0,44

1

8

-0,22

-0,52

-0,58

-0,51

-0,50

-0,24

-0,37

1

Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростков-девушек склонностей к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых ценностей, образцов поведения, тем выше склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении (г=0,74). Также повышается склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г=0,53), возрастает склонность к деликвентному поведению (г=0,78) и неприятие своей женской социальной роли (г=-0,52).

Склонность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем приводит к повышению выраженной потребности в острых ощущениях, в садомазохистских тенденциях (г=0,61). А также к повышенной склонности к деликвентному поведению (г=0,78) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,58).

Повышение склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению приводит к возрастанию склонности к агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми (г=0,65), к повышению склонности к делинквентному поведению (г=0,59) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,51)

Делись добром ;)