Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению
2.2 Особенности склонности к отклоняющемуся поведению подростков, обучающихся в 8-ом классе
Проведенное изучение склонности подростков к девиантному поведению позволило обнаружить нам следующие результаты, представленные в приложении 1 и таблице 1.
Так установка на социальную желательность была обнаружена 50,01% испытуемых выборки, они стремятся демонстрировать строгое соблюдение даже малозначимых социальных норм, они стремятся показать себя в лучшем свете, при этом процесс диагностики воспринимается настороженно. Предварительное же изучение всех шкал свидетельствует о достоверности полученных результатов.
Таблица 1
Частота встречаемости установки на социальную желательность у подростков
Ниже 50 баллов |
50-60 баллов |
60-70 баллов |
Выше 70 баллов |
||
3, 85 % |
69,03% |
50,01% |
11,55% |
||
м |
1(3,85%) |
5(19,23%) |
7(26,93%) |
1(3,85%) |
|
ж |
0(0%) |
4(15,39%) |
6(23,08%) |
2(7,7%) |
Анализ выборки, набравшей ниже 50 баллов, свидетельствует о том, что только 3,85% подростков не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. При этом можем отметить, что большая искренность в ответах свойственна девушкам.
Умеренная тенденция давать социально-желательные ответы была выявлена у 19,23% юношей и 15,39% девушек.
Таким образом, даже высокие показатели по первой шкале, в совокупности с показателями остальных шкал и при учете возрастных особенностей, свидетельствуют о достоверности результатов, так как даже высокое стремление показать себя с лучшей стороны у подростков младше 14 лет выливается к окончанию процедуры тестирования в искренние ответы. Продолжая изучение особенностей поведения подростков, изучим предрасположенность испытуемых к преодолению норм и правил, к склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Наибольшую разницу в результатах можем отметить в диапазоне между 50-60 и 60-70 баллами, что свидетельствует о выраженности тенденции к преодолению норм и правил у подростков-юношей, чем у подростков-девушек. При этом юноши исследуемой выборки показывают преобладание в их сознании нонконформистских установок, они в большей степени склонны противопоставлять собственные нормы ценностям группы, и характеризуются как «нарушители спокойствия».
Что же касается самых высоких баллов, свидетельствующих о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма, склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, то они в большей степени проявились у девушек данной выборки.
Тогда как среднее значение по изучаемой шкале примерно равно и у девушек (х ср =54,75), и у юношей (х ср =59,38)
Таким образом, анализ второй шкалы показал, что, как и девушки, так и юноши, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации склонны к проявлению негативизма и нонконформизма, при этом если у девушек данная склонность и проявляется, то проявляется в более острой форме, чем у юношей.
Продолжая анализ результатов исследования, определим, проявляется ли у подростков склонность к аддиктивному поведению, Изучение показателей исследования обнаружило, что самых высоких показателей по этой шкале обнаружено не было, что свидетельствует в целом об отсутствии яркой склонности к аддиктивному поведению у этой категории подростков. Остальные результаты представлены графически (рис. 2.).
Рис. 2. Соотношение склонности к аддиктивному поведению у подростков
Отметим, что предрасположенность к уходу от реальности путём изменения психического состояния, наличие склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем проявляется чаше у юношей (11,54%), чем у девушек (7,7%). Успокаивает то, что невыраженная склонность к уходу от реальности посредством изменения психического состояния характерна большей части испытуемых, это 34,62% юношей и 46,16% девушек (всего 80,78%).
Следовательно, полученные результаты говорят о наличии в среде подростков склонности ухода от реальности, причем это в большей степени характерно юношам, нежели девушкам. При этом важно отметить, что ярко выраженного аддиктивного поведения в выборке не отмечено.
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению в исследуемой выборке все-таки была выявлена. Причем среднее значение по женской выборке равно 49,36 баллам, а в мужской - 56.23 баллам. Изучение частоты встречаемости показателей выше и ниже 50 баллов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Частота встречаемости склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у подростков
Ниже 50 баллов |
50-70 баллов |
||
всего |
61,54% |
38,47% |
|
М |
8(30,77%) |
4(15,39%) |
|
Ж |
8(30,77%) |
6(23,08%) |
Из таблицы видим, что высокие показатели свойственны юношам (15,39% от числа всей выборки и 23,08% девушек. При этом низкая ценность собственной жизни у этих подростков проявляется в склонности к риску, в выраженной потребности в острых ощущениях, садомазохистских тенденциях. Тогда как 30,77% девушек и столько же 30,77% юношей адекватно воспринимают себя, и также адекватно к себе относятся.
Таким образом, среди испытуемых подростков есть примерно третья часть, которые характеризуются наличием аутоагрессивного поведения и комплекса вины в поведенческих реакциях.
Другое проявление агрессивности, проявляющееся в насилии, также было выявлено в исследуемой выборке (рис. 3.). При этом показатель среднего значения примерно одинаков в обеих выборках, для мужской выборки X ср =58,54, для женской выборки X ср =56,32
Рис. 3. Соотношение склонности к агрессии и насилию у подростков
Изучение представленных результатов показало, что у одинакового количества 26,93% юношей и девушек, проявляется неприемлемость насилия как средства решения проблем, нетипичность агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Тогда как другая часть подростков демонстрируют диаметрально противоположные поведенческие реакции. Так агрессивные тенденции отмечаются у 11,54% юношей и 19,23% девушек.
Агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, стремление использовать унижение партнера по общению как средства стабилизации самооценки, наличие садистических тенденций это характеристики также одинакового количества, выраженного в 7,7% подростков-юношей и подростков-девушек.
Что касается эмоционально-волевого самоконтроля, то наблюдаем следующие результаты, представленные в таблице 3. В целом и у юношей, и у девушек отмечаем одинаковую тенденцию к сформированности эмоционально-волевых качеств.
Таблица 3
Особенности эмоционально-волевого контроля у подростков
Ниже 50 баллов |
60-70 баллов |
||
всего |
61,55% |
38,46% |
|
М |
7 (26,93%) |
5(19,23%) |
|
Ж |
9 (34,62%) |
5(19,23%) |
Согласно представленным результатам 61,55% подростков отличаются жестким самоконтролем при любым поведенческих эмоциональных реакциях. Тогда как у 38,46% испытуемых отмечается слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Им характерна склонность реализовать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей и чувственных желаний.
К делинквентному поведению, согласно проведенному исследованию склонны почти 38,47% испытуемых (таблица 4).
Таблица 4
Частота встречаемости склонности к делинквентному поведению у подростков
Ниже 50 баллов |
50-60 баллов |
60-70 баллов |
||
всего |
61,54% |
34,62% |
3,85% |
|
М |
8 (30,77%) |
4 (15,39%) |
0 (0%) |
|
Ж |
8 (30,77%) |
5 (19,23%) |
1 (3,85%) |
Изучение представленных результатов показывает, что 61,54% испытуемых, причем этот процент делится пополам между девушками и юношами, не имеют тенденции к делинквентному поведению. У 34,62% испытуемых, среди которых практически в равной степени присутствуют и юноши, и девушки, можем отметить наличие делинквентных тенденций и низкий социальный контроль. Высокая готовность к реализации делинквентного поведения характерна 3,85% испытуемых и важно отметить, что этот процесс выявлен у девушек.
Таким образом, для подростков характерна склонность к делинквентному поведению, повышенной агрессии и склонности к насилию, высокой аутоагрессии при несформированном эмоционально-волевом контроле.
Последним пунктом в диагностике является шкала принятия женской социальной роли, предназначена только женской выборке. При этом высокая готовность к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, непринятие агрессии как способа достижения жизненных целей характерно 3,85% девушек.
Адекватный уровень принятия женской социальной роли, когда сочетается возможность реализовать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы отмечены у других 23,08% девушек-подростков.
Для 26,93% испытуемых свойственно - непринятие женской социальной роли, отвержение традиционно женских ценностей. Они готовы к реализации мужских поведенческих стереотипов, принимают мужскую систему ценностей и относительно в высокой степени принимают собственную и чужую агрессию.
Чтобы получить более полную картину о склонности к отклоняющемуся поведению у подростков проведем анализ корреляционной матрицы (таблица 5), обозначение шкал приведено в п.2.1.
Проведенный корреляционный анализ исследуемых параметров у подростков-юношей обнаружил 25,26% достоверных связей с уровнем значимости р=0,05 и р=0,01. Наибольшее количество достоверных связей выявлено у шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведениию и шкалы, склонности к деликвентному поведениию.
Таблица 5
Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-юношей
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1 |
1 |
|||||||
2 |
-0,14 |
1 |
||||||
3 |
0,02 |
0,28 |
1 |
|||||
4 |
-0,42 |
0,22 |
0,37 |
1 |
||||
5 |
-0,35 |
0,02 |
0,27 |
0,85 |
1 |
|||
6 |
-0,67 |
-0,26 |
0,32 |
0,47 |
0,35 |
1 |
||
7 |
-0,06 |
0,50 |
0,67 |
0,56 |
0,56 |
-0,01 |
1 |
Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростка-юноши готовность представить себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности (г= -0,67), тем существенней контроль за поведенческими проявлениями эмоциональных реакций. Чем выше уровень аутоагрессии, тем чаще проявляется у него склонность к аддиктивному поведению (г=0,85) путем изменения своего психического состояния, причем данный уход начинает доминировать в сознании подростка, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. В этом состоянии подросток не только не решает важных для себя проблем, но и может наблюдаться остановка в своем духовном развитии ребенка. Также повышение аутоагрессии может привести к проявлению нонконформизма и ярко выраженного негативизма (г=0,56). Также можем наблюдать и обратную зависимость, которая показывает, что подросток, адекватно относящийся к себе, также адекватно отражает окружающую действительность, при этом у него развит самоконтроль, он действует согласно установленным правилам и нормам поведения.
Помимо этого отмеченные достоверные связи показывают наличие взаимозависимости между аутоагресиией и склонностью к агрессии и насилию по отношению к другому человеку (г=0,85). Данная связь показывает, что чем ярче у подростка выражены садомазохистские тенденции в поведении, чем больше он нуждается в острых ощущениях, тем больше агрессивной направленности в отношениях с другими людьми можно у него обнаружить. Причем основной чертой поведенческого рисунка ребенка становится насилие, посредством которого решается любая проблема.
Чаще всего, согласно корреляционной матрице, склонность к насилию отмечается у подростков со слабым волевым контролем эмоциональной сферы (г=0,56). Важно отметить, что перечисленные взаимосвязи характерны как юношам, так и девушкам.
Таблица 6
Матрица корреляционных связей показателей исследования подростков-девушек
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
1 |
1 |
||||||||
2 |
-0,47 |
1 |
|||||||
3 |
-0,46 |
0,74 |
1 |
||||||
4 |
-0,31 |
0,53 |
0,51 |
1 |
|||||
5 |
-0,24 |
0,50 |
0,61 |
0,65 |
1 |
||||
6 |
-0,57 |
0,48 |
0,43 |
0,40 |
0,34 |
1 |
|||
7 |
-0,34 |
0,73 |
0,78 |
0,59 |
0,46 |
0,44 |
1 |
||
8 |
-0,22 |
-0,52 |
-0,58 |
-0,51 |
-0,50 |
-0,24 |
-0,37 |
1 |
Отмеченные достоверные корреляционные связи свидетельствуют о следующем, чем выше у подростков-девушек склонностей к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых ценностей, образцов поведения, тем выше склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении (г=0,74). Также повышается склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (г=0,53), возрастает склонность к деликвентному поведению (г=0,78) и неприятие своей женской социальной роли (г=-0,52).
Склонность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонность к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем приводит к повышению выраженной потребности в острых ощущениях, в садомазохистских тенденциях (г=0,61). А также к повышенной склонности к деликвентному поведению (г=0,78) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,58).
Повышение склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению приводит к возрастанию склонности к агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми (г=0,65), к повышению склонности к делинквентному поведению (г=0,59) и непринятию своей женской социальной роли (г=-0,51)