Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическое изучение девиантного поведения в психологии позволило выявить, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
При оптимальных условиях воспитания особенности подростков (недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения) могут быть нейтрализованы соответствующей сериально-положительной деятельностью.
При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность. Также мы выявили, что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения.
А именно: индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида; педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.
Проведенное исследование позволило изучить в выборке подростков, имеющих разное социальное положение, наличие девиантных форм поведения. Мы достигли поставленной цели, что позволило опровергнуть гипотезу о том, что у подростков, выросших в неблагоприятных социальных условиях склонность к девиантному поведению больше, чем у подростков, воспитывавшихся в нормальных социальных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Результаты можно использовать в практической деятельности психологов и воспитателей школы № 8.
2. Результаты исследования могут стать основой для более детального изучения исследования влияния социальных условий на характерологические особенности подростков с девиантным поведением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства// социальная и клиническая психиатрия.-1996.-№4.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.,1998 З. Гилинский Л.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения. - СПб., 1993.
4.Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты /Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998.
5 .Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков. Многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив/ под ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 2000.
6. Девиантное поведение детей и подростков. Проблемы и пути их решения/ под ред. В.А. Никитина. М., 1996.
7. Т. Зманковская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
8.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
9.Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты.-Минск, 1998. Ю.Менделевич В.Д. психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005.-445 с.
I1.Менделевич В.Д. Клиническая психология. Практическое руководство. - М.: «МЕДпресс», 1998.-592 с.
12.Наркомания как форма девиантного поведения/ под ред. М.Е. Поздняковой. М.,1997.
13. Орлова
14.Психология и лечение зависимого поведения/ Под ред. С. Даулинга. - М.,2000.
15.Психотерапия детей и подростков : Пер. с нем./ Под Ред. X. Решмидта. - М., - 2000.
16.Психологический журнал, том 27 № 6 2006 ноябрь - декабрь. Б.Ф. Ломов, чл-корр. АНСССР - основатель и главный редактор с 1980-1988 гг. А.В. Брушлинский, чл-корр. - РАН - главный редактор с 1988-2002 гг.
17. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 2000.
18.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
19. Солсо Р., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс.-Спб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 528 с.
20.Социальные отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М. 1989. 21.Экспериментальная психология: Учебник для вузов/В.Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2003.-319 с.
22. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Данные диагностики склонности к отклоняющему поведению у подростков
№ и наименование шкалы Делись добром ;)^ |