Юмор как копинг-стратегия в сложных жизненных ситуациях

курсовая работа

2.1 Функции и виды юмора. Роль позитивных и негативных стилей юмора в совладании с трудностями

Юмор - социальное по происхождению, многоплановое и многоуровневое явление, выполняющее многие функции в процессе человеческой жизнедеятельности. Основными функциями юмора большинство исследователей считают следующие:

повышение настроения и создание атмосферы радости

снижение стресса и разрядка обстановки в напряженной или кризисной ситуации

облегчение совладания с трудностями и сложными обстоятельствами (в том числе, с болезнями, потерями, психологическими травмами)

снятие сверхзначимости уже произошедших событий для адекватного их осмысления

освобождение от страхов, внутренних барьеров и внешних запретов

регулирование эмоций в ситуации напряженного общения

налаживание межличностных отношений и укрепление сплоченности группы

средство регуляции групповых норм и группового давления на тех, кто отклоняется от групповых ожиданий

Наиболее простыми формами человеческого юмора были шутки, розыгрыши и смешные истории, касающиеся каких-либо комичных несоответствий, несовпадений, несуразностей. С историко-культурной точки зрения, эти формы юмора зачастую были неотъемлемыми атрибутами народной смеховой карнавальной культуры - празднеств и гуляний. Оттуда же, хоть и позже, берут свое начало сатира, ирония и сарказм, позволяющие в безопасной форме высмеивать недостатки правящего класса, вышестоящих по званию, старших по возрасту, подвергать критике отжившие обычаи и традиции и т.д.

В отличие от исторического «младенчества» человечества, когда юмор существовал в примитивных формах, берущих начало из игр высших человекообразных - с характерной вокализацией и мимикой, похожей на улыбку, демонстрирующей мирные игровые намерения, в настоящее время, помимо безобидных шуток, анекдотов и розыгрышей, существуют агрессивные формы юмора - ирония, сарказм, поддразнивания, насмешки. Помимо традиционного юмора ситуаций и положений, встречаются такие разновидности, как «профессиональный» юмор Профессиональный юмор позволяет не слишком эмоционально реагировать на несчастья и проблемы других, например, у медиков, у спасателей, в похоронных бюро и т.д. Макдугалл (McDougall,1903,1922) рассматривал такой юмор как своего рода «эмоциональную анестезию», позволяющую нам не испытывать чрезмерное сострадание к другим, которое в противном случае ошеломляет и вызывает сильный стресс. , «черный» юмор или «юмор висельника» Название «юмор висельника» произошло из данного Фрейдом описания осужденных на казнь, которые весело шутят на пути к виселице. Например, когда приговоренному предлагают последнюю сигарету перед казнью, он говорит: «Нет, спасибо, я бросаю курить». Теперь к виду «черного» юмора относят агрессивные формы гротескного юмора мрачного характера, используемых как способ поддержать здравомыслие в явно безнадежных или чрезвычайно мучительных ситуациях. , «туалетный» юмор Туалетный юмор выполняет функцию снятия табу на темы, неприличные или запретные в обществе. , «солдатский» юмор Солдатский юмор по функциям занимает промежуточное положение между «профессиональным» и «туалетным» юмором, т.к. солдаты часто сталкиваются со смертью и поэтому шутят над этой табуированной темой, а с другой стороны, высмеивание «тупых военных» больше распространено среди гражданского населения, возможно, как защитный механизм для оправдания нежелания служить в армии., и др. Шутки над своими и чужими проблемами позволяют отстраняться, хотя бы ненадолго, от связанной с ними эмоциональной боли.

Исследования ряда зарубежных психологов доказали, что полезные формы юмора помогают людям справиться со стрессом, эмоциями, трудностями, конфликтами, снимают напряженность. Агрессивный юмор может вызвать резкие негативные эмоции (гнев, обиду, месть, уныние и т.д.), психологические травмы, обострить взаимоотношения. Для распознавания потенциально вредных и полезных стилей юмора Род Мартин предложил следующую классификацию:

самоутверждающий

аффилиативный

агрессивный

самоуничижительный (5,с.316-322)

Первые два вида юмора (самоутверждающий и аффилиативный) потенциально полезны и являются важной составной частью эффективных копинг-стратегий, а две последние (агрессивный и самоуничижительный) могут быть разрушительными для здоровья, психики и общения - как шутящего, так и слушающего, причем, не только в кратковременной, но и в долговременной перспективе. Особенно вредным и травмирующим может быть агрессивный юмор - насмешки, поддразнивания, высмеивание, злые розыгрыши, сарказм - они издавна использовались для снижения статуса и межличностной изоляции неугодных членов группы/общества (5,с.317).

Чувство юмора можно рассматривать как привычный паттерн поведения (склонность часто смеяться над шутками других и спонтанно шутить самому); как способность (генерировать юмор, запоминать шутки); как черта характера (врожденная жизнерадостность, игривость); как установка (положительное отношение к юмору и веселым людям); как мировоззрение (несерьезный взгляд на жизнь); как стратегия совладания или защитный механизм (сохранение юмористической точки зрения на неприятности). Т.е. чувство юмора - скорее группа черт и способностей, вид социальной компетентности, форма межличностной коммуникации (5,с.229).

Высшей формой юмора, характеризующей уровень зрелости личности, по мнению целого ряда известных психологов, является обращенность юмора на себя, умение смеяться над собой (А.Маслоу, Г.Оллпорт, В.Франкл, Л.С.Выготский, Д.А.Леонтьев и др.), а также произвольность юмора и его независимость от внешних форм и стимулов (Л.С.Выготский).

Если по поводу произвольного характера юмора, как свойства развитой личности, между исследователями нет разногласий, хотя зарубежные психологи называют это иначе - «способностью генерировать юмор» (Р.Мартин, и др.), то по поводу умения смеяться над собой - противоречивые мнения. Один из стилей разрушительного юмора, названный Р.Мартином «самоуничижительным» (смеясь над собой вместе с другими, человек принижает себя, чтобы избежать наказания, потери престижа и других социальных санкций, вызывая у людей жалость и легкое презрение) явно отличается от умения смеяться над собой, как высшей формы юмора, в понимании А.Маслоу-Г.Оллпорта-Л.С.Выготского. Чем именно? Видимо, при их дифференциации надо учитывать уровень самоуважения: при самоуничижительном юморе самоуважение шутящего может пострадать весьма сильно, а при зрелом юморе самоуважение не страдает, так как шутящий не заискивает и не унижается перед другими. Зрелый, сложившийся человек, с юмористическим взглядом на трудности, способен встать «над ситуацией и над собой», шутить над своими ошибками и промахами, уважая себя. Очень точно пишет о юморе, как о высшей форме зрелости личности, Д.А.Леонтьев: «Подлинное чувство юмора, которое характеризует личностную зрелость и по данным исследований коррелирует с уровнем интеллекта, возникает тогда, когда человек в состоянии посмеяться над самим собой, над собственным несовершенством. Это поднимает его над самим собой, позволяет увидеть перспективу собственного развития, возможность быть иным. И взгляд на мир такого человека способен трансформировать все - как рентгеновский луч. Ему не нужны клоунские трюки, чтобы улыбнуться - он способен силой своего сознания мысленно трансформировать что угодно, обнажить глупость и сомнительность того, что казалось столь важным, пафосным и незыблемым, показать, что за словами нет ничего, кроме слов, показать, что все не совсем таково, каким кажется, и уж во всяком случае, может быть иным. Это не очень смешно - иногда грустно, иногда страшно, потому что мы не любим вглядываться в жизнь подробно, предпочитая комфортные мифы» Д.А.Леонтьев. Ст. «Юмор-дело нешуточное», рукопись, готовится .к печати..

Интересно, что в России возникло уникальное всенародное юмористическое движение КВН - клубы веселых и находчивых, в которых сконцентрировались люди со зрелым чувством юмора, независимо от реального возраста, способные шутить и над актуальной ситуацией, и над другими (над зарвавшимися чиновниками, бюрократами и политиками), и над собой.

Почему принято шутить именно над актуальными вещами? Всем известно, что, например, игроки в КВН стараются придумывать в основном шутки о том, что актуально и всем знакомо (о политике и экономике, о мужчинах и женщинах и т.д.). Конечно, этому способствует и сама ситуация концерта в прямом эфире, в которой оказываются выступающие команды КВН, болельщики или зрители. Ситуация некомфортная для многих присутствующих - новые люди, непривычная обстановка, ситуация соревнования - в силу этого люди чувствуют себя немного неуверенно. Возможно, поэтому так важно юмористическое обсуждение именно знакомых тем и актуальных событий, - при этом обстановка автоматически становится более комфортной для человека: общий смех сближает, и он оказывается «в теме», происходит узнавание, которое часто сопряжено с положительными эмоциями, в силу разных причин (не исключено, что это - реакция, появившаяся еще в годы обучения, когда узнавание чего-либо было приятно, свидетельствуя о наших знаниях, и вознаграждаемо со стороны Значимых Других). Кроме того, интересные шутки на актуальные темы автоматически привлекают внимание, так как могут пригодиться человеку, например, на работе, где тоже, как правило, обсуждают эти же темы: запомнив и пересказав такую шутку, он получает шанс на какое-то время оказаться душой компании.

Следует заметить также, что поскольку темы шуток у всех «на слуху», так как в основном используются одни и те же источники информации, то люди испытывают чувство общности, объединенности с большинством, ради которого многие, часто сами того не осознавая, ходят на массовые мероприятия. Ну и, наконец, удачные веселые шутки КВН-щиков, в том числе, и над собой - это часто шанс взглянуть под новым углом на привычные вещи, а это А) - всегда приятно и интересно; Б) - вызывает естественный ориентировочный рефлекс в виде реакции на новизну; В) - может помочь в совладании с собственным стрессом и трудностями.

Из движения КВН вышли многие талантливые профессиональные юмористы на российской эстраде. Видимо, эта зрелая форма юмора так широко сформировалась в России и стала копинг-стратегией в общенациональном масштабе в результате огромных испытаний, через которые прошла наша страна в ХХ веке (революции, войны, репрессии, экономические промахи политиков). Ведь именно страдания закаляют душу и делают более зрелой и ее саму, и свойственный ей юмор.

Итак, можно констатировать, что во всем мире чувство юмора высоко ценится - и как установка, и как личностная черта, и как способность, и как социальная компетентность. По чьему-то меткому выражению, человек скорее сознается в преступлении или в недостатке эрудиции, чем в отсутствии чувства юмора. В процессе человеческой жизнедеятельности росло количество форм и видов юмора; росло также и число средств его распространения; юмор становился все более когнитивно-сложным: помимо осознания простых комических ситуаций, вызывавших смех своей нелепостью, двусмысленностью или неожиданным несоответствием ожиданиям, возникали каламбуры, основанные на сложной игре слов и значений, парадоксы, обусловленные многоуровневостью и разноплановостью смыслов в воспринимаемых несуразностях.

Удачные готовые шутки и спонтанный юмор сейчас приветствуются не только в ситуации дружеского общения, но и на рабочем месте - и в бизнесе, и в политике - для снижения стресса, регулирования эмоций и налаживания межличностных отношений, и при чрезвычайных обстоятельствах (как копинг-стратегия), и в образовании, и в медицине, и в психотерапии, и в разных областях культуры, и в Интернете. Однако, к сожалению, несмотря на такую широкую распространенность, не всегда качество юмора остается высоким, и часто агрессивный юмор применяется там, где полезнее было бы использовать самоутверждающий и зрелый виды юмора.

Делись добром ;)