Юридическая психология

учебное пособие

5. Развитие юридической психологии в России.

Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей, которая изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. В развитии юридической психологии можно выделить следующие этапы:

ранняя история юридической психологии - от первых идей античных мыслителей о правовом мировоззрении до XVIII столетия, когда были выработаны представления о правовом мировоззрении как выражении социальной справедливости;

становление основ и первоначальное оформление юридической психологии в XIX веке, когда юридическая психология стала оформляться в отрасль психолого-юридических знаний;

создание юридической психологии как науки в начале ХХ века, когда в ее основу были положены психологические теории;

история юридической психологии в XX и XXI столетиях.

В качестве особого этапа мы выделим развитие юридической психологии в России.

1. Ранняя история юридической психологии

Развитие юридической психологии исторически первоначально осуществлялось как развитие правовой психологии - правового мировоззрения. С возникновением права, закона, стала развиваться совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, формировались общечеловеческие представления о справедливости и правомерности. Развитие правосознания в историческом плане связано с развитием правопонимания, историческими этапами в трактовке сущности права. Основы теоретического осмысливания сущности права и правосознания были заложены выдающимися древнегреческими философами. Уже тогда эффективность закона связывалась с естественными (психологическими) законами поведения людей.

В античной Греции Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) размышлял и писал о сущности законоисполнительного поведения. Закон, по его мнению, направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренним влечением. «Тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить в тайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-нибудь неподобающее, все равно тайно или явно».

Рациональные идеи о природе человеческого поведения были высказаны Сократом (469 - 399 гг. до н. э.). Его представление о необходимости совпадения справедливого, разумного и законного были развиты Платоном и Аристотелем. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) впервые разграничил два явления, которые лежат в основе развития общества, - это потребности и способности людей. Так, закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями членов общества. Государственные формы, по Платону, могут ухудшаться как по экономическим, так и по душевным (психологическим) причинам. Законом именуются основные определения разума - на этом платоновском постулате зиждется последующее развитие рационалистического направления в философии права. В своем диалоге «Государство» Платон утверждает, что трем особенностям человеческой души - разуму, яростности и вожделению - соответствуют три начала государственного устройства - совещательное, защитное и деловое, которые реализуются тремя сословиями - правителями, воинами и производителями (ремесленниками и землевладельцами). Социальная справедливость, согласно Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. Постулируемые античным философом пять видов государственного устройства (аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое) он соответственно связывает с пятью разновидностями душевного (психического) склада людей.

Каждая форма государства гибнет, по мнению Платона, из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу людей, стоящих у власти. Так, тиранию губит произвол и насилие, а демократию - «опьянение свободой в неразбавленном виде». Все кандидаты на должности правителей должны проходить «докимасию» - проверку правомерности их притязаний. В «Законах» Платон подчеркивает, что справедливые законы - это не только определения разума, но такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.

Аристотель (384 - 322 до н. э.), ученик и философский оппонент Платона, считал, что человек - существо политическое, и только в политическом общении завершается его сущностное формирование. Право было подразделено Аристотелем на естественное и волеустановленное (в дальнейшем получившее название позитивного права). Естественное право везде и всегда имеет одинаковое значение, - оно обусловлено всеобщей природой вещей. Качество закона определяется тем, насколько оно соответствует естественному праву. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление - правление правового закона, а не людей; люди подвержены чувствам, закон - уравновешенный разум.

Философско-правовые и психологические идеи Сократа, Платона и Аристотеля оказали решающее влияние на дальнейшее развитие правового мировоззрения, на понимание права как мерила справедливости и равенства. Уже у самых своих истоков научное правоведение смыкалось с человековедением и гуманитарным знанием.

В раннем средневековье идеи Платона, Аристотеля и других древних мыслителей подверглись клерикализации. Крупнейшим идеологом этого периода был Аврелий Августин (354 - 430 гг.). В своем трактате «О свободной воле» он провозгласил следующий тезис: «человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу», «всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание».

Применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности было во многом связано с испытаниями участников процесса, носившими порой мистический характер. Но в значительной мере в этом был синтезирован эмпирический опыт многих поколений. Опытные знания базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Примитивным тестированием, своеобразным эмпирическим исследованием были испытание рисом у китайцев, тамтамом у африканцев. Правда, и в античном, и в средневековом процессе основным доказательством выступало личное признание подозреваемого.

Разыскной процесс как светский вариант инквизиционного процесса не нуждался в данных психологии. Он был основан на тайном письменном производстве. Личное признание как основное доказательство добывалось любыми путями, в том числе использованием пыток, истязаний. Наряду с физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология.

Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого неожиданно для него вводили в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и там подозреваемого увещевали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя.

В средневековье, в период формирования и расцвета абсолютных монархий, сложилось этатическое (от французского etat - государство) понимание права, произошло приравнивание его к государственной власти. В это время полагали, что в условиях местнического самочинства и самоуправства человеку лучше уступить свои права неограниченному монарху, получив от него защиту жизни и имущества. Поведение подданных стало жестко регламентироваться. Возникла цензура над жизнедеятельностью человека, утвердилась система жестких ограничений его жизненной активности. Государственная регламентация охватила всю гражданскую жизнедеятельность членов общества. Правом стала именоваться система государственно-нормативных ограничений человеческого поведения. В управлении обществом возобладал принцип: «Все, что не разрешено, запрещено». Правовые нормы стали пониматься как нормы запретительные, а задачи правосудия - трактоваться с обвинительным уклоном.

Развившийся репрессивный аппарат монархического деспотизма подавлял не только преступную волю, но и проявление любой свободной воли. В этих условиях люди, опасаясь репрессий, начинают воздерживаться от всякой инициативы, решительных, самостоятельных действий, социальной позиции. Человек замыкается в себе, становится пассивным, начинает понимать, что для него лучше, если должностные лица вовсе не будут знать о его существовании, и что безопасность его личности зависит от ее ничтожества.

Средневековая деформация естественного права породила состояние всеобщей зависимости, запуганности и униженности. Весь спектр общественной жизни был подчинен централизованной и мелочной регламентации. Прогрессивные мыслители начинали понимать, что оздоровление общества может произойти лишь на основе освобождения жизнедеятельности людей.

В XVIII в. прогрессивные мыслители и общественные деятели (Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье, Кант и др.) формируют современную концепцию либерализма и правового государства. Возрождается античная человеческая направленность правового мировоззрения. Выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755 гг.) считал, что «духом законов» является рационалистическая природа человека, каждый частный закон зависит от другого, более общего закона. К естественным законам человеческой природы Ш. Монтескье относит стремление к миру, желание жить в человеческом обществе и др. Соединение доброй воли отдельных людей образует гражданское состояние общества. Положительным человеческим законом, по Ш. Монтескье, является справедливость. Политические и гражданские законы призваны реализовать справедливость. Законы данного общества объективно предопределяются характерами и свойствами людей этого общества. Законы одного народа не могут оказаться пригодными для другого народа. Эта идея в дальнейшем послужила основой для возникновения исторической школы права.

В 1764 году вышла небольшая брошюра итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738 - 1794 гг.), последователя Ш. Монтескье, «О преступлениях и наказаниях» (которая затем выдержала свыше 60 изданий на многих языках мира, в том числе и на русском). Идеи Ч. Беккариа произвели переворот в практике уголовной юстиции. Беккариа подверг убедительной критике запутанные и переусложненные уголовные законы, тайное уголовное судопроизводство и неоправданную жестокость наказаний. Беккариа впервые провозгласил: «Эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения, человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор».

Идеи Беккариа получили широкое распространение. Началась широкая волна реорганизации судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций. В ряде стран начали вводить раздельное содержание заключенных по признакам пола, возраста, стали предоставляться некоторые условия для производительности труда.

Просветительная философия права провозгласила: право должно содержать не столько запреты, сколько признания - дозволения. Каждый член общества должен признаваться как интеллектуально и нравственно полноценное существо. За личностью должны быть признаны ее неотъемлемые права. Людям должно быть разрешено думать так, как они хотят, открыто выражать все, что они думают, свободно распоряжаться своими возможностями и своей собственностью. Личность несет определенную ответственность перед государством. Но в равной мере и государство ответственно перед личностью. Одним из революционизирующих принципов правового мировоззрения Нового времени стал принцип гарантий личностного развития, обеспечения автономности ее поведения. Таким образом, складывалось новое правовое мировоззрение. Право стало трактоваться как осознаваемая обществом мера социальной справедливости, социально допустимой свободы личности. Формировались фундаментальные идеи современного общества - идеи свободы и социальной справедливости, гражданские основы демократического права. В 1776 году в Декларации независимости Соединенных Штатов были сформулированы следующие основоположения общечеловеческой идеологии Нового времени: все люди сотворены, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами - правом на жизнь, свободу и стремлением к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего будут способствовать его безопасности и счастью.

В 1789 году, после победы Великой французской революции, была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа провозглашалось: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В Декларации было дано следующее определение свободы: «Свобода состоит в возможности любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Все, что не запрещено законом, дозволено».

Принципиально новые правовые воззрения формировались на основе просветительной, гуманистической философии. Утверждалась новая правомировоззренческая парадигма: отношения в обществе могут регулироваться только таким законом, который основан на «природе человека». Разрабатывая философские аспекты права, Гегель позднее провозгласил: «Человек должен найти в праве свой разум».

Новая правовая идеология раскрепощала человеческую активность, поощряла предприимчивость, инициативность. Расширялась массовая правовая компетентность. Принятый в 1791 году Учредительным собранием Франции Уголовный кодекс провозгласил основные принципы современного уголовно-правового мировоззрения: преступны лишь предусмотренные законом деяния, наказание должно быть неотвратимым и соразмерным преступлению. Обвинительная форма судопроизводства была заменена состязательной формой, провозглашалась презумпция невиновности, утверждалось юридическое равенство участников правоотношения, вводился суд присяжных, отменялась теория формальных доказательств, присяжные и судьи получили право принимать решения на основе внутреннего убеждения («искать в чистоте своей совести, какое впечатление оставили на их разуме доказательства, представленные "за" и "против" обвинения»). Обвиняемый получил право на защиту, бремя доказывания возлагалось на обвинителя. Оправдательный приговор стал обязательным при недоказанной виновности.

Прогрессивное общественное развитие Нового времени обусловило существенные сдвиги и в гражданском судопроизводстве. На передний план выдвинулась идея свободы коммерческих и личных отношений, признавалась свобода договорных отношений.

В договорном праве в качестве основания действительности договоров признаются встречная выгода, встречное удовлетворение. На смену усложненным формальным договорам приходят простые договоры как средство установления любой формы обязательственных отношений. Заведомый обман контрагента становится основанием для расторжения договора.

Правовое государство, гражданское общество возникали на фундаменте свободного экономического развития. Все, что препятствует этой свободе, выступает как антиправовой фактор. Итак, право - исторически обусловленное социальное и социально-психологическое явление. Его содержание и функционирование определяются условиями экономической и духовной жизни общества. Право определяет меру свободы и социальной справедливости, меру допустимого поведения людей в данном обществе. Правотворческая деятельность - это не изобретение произвольных «правил игры», она объективно обусловлена закономерностями межчеловеческих отношений, тенденциями их развития. Нормы права должны соответствовать существующим в обществе экономическим и нравственно-психологическим условиям. Они обречены на неизбежное отмирание, если тормозят прогрессивное развитие общества.

2. Становление основ и первоначальное оформление юридической психологии

В XVIII - XIX вв. на основе новой правовой идеологии зарождается специализированная отрасль психолого-юридических знаний - криминальная, а затем и более широко - судебная психология. В рамках криминальной психологии стал осуществляться эмпирический синтез фактов, касающихся психологии преступного поведения и психологии личности преступника. Начинает осознаваться необходимость психологических знаний в судопроизводстве, во всей системе правовой регуляции. Во второй половине XIX в. зарождается антропологическая школа права, повышается интерес юристов к «человеческому фактору».

В работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808 г.), И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835 г.) сделана попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Лапласа. В работе «Опыты философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 году (русский перевод - М., 1908), Лаплас рассматривает вероятность свидетельских показаний наряду с вероятностью исходов судебных приговоров, резолюций на собраниях и т. д., пытаясь дать им оценку в математическом исчислении. С его точки зрения, элементы вероятности того, что данное показание соответствует действительности, слагаются из вероятности самого события, о котором повествует свидетель, и вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

свидетель не ошибается и не лжет;

свидетель лжет, но ошибается;

свидетель не ошибается, но лжет;

свидетель и лжет, и ошибается.

Лаплас считал, что трудность оценки правдивости или ложности показаний свидетеля проистекает из большого числа обстоятельств, сопровождающих факты, о которых они свидетельствуют, но при этом он полагал, что суд в своих суждениях также опирается не на математическую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний. Изучение проблем судебной психологии долгое время дальше этих первых попыток не шло. Во второй половине XIX века толчком к дальнейшему оживлению и расширению судебно-психологических исследований послужило не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах.

Середина и вторая половина XIX века характеризовались значительным усилением в Европе интереса к криминальной психологии, криминологии. Это было связано с антропологическим подходом к криминологии, заложенным итальянским ученым, профессором судебной психиатрии Чезаре Ломброзо (1835 - 1909 гг.), его учениками и последователями Энрико Ферри (1856 - 1928 гг.) и Рафаэлем Гарофало (1852 - 1934 гг.). В книге «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876 г.) Ч. Ломброзо пытался найти материальный субстрат преступления, высказывал соображения о том, что преступник - это атавистический тип, имеющий ряд физических и психических черт, сближающих его с дикарями, первобытными людьми или даже животными. По его мнению, преступника нельзя исправить, как нельзя приручить и сделать домашним животным хищника. Ч. Ломброзо не отрицал значения психофизиологических и нравственных факторов преступности, но ведущими считал биологические показатели. В качестве средства борьбы с преступностью он называл изоляцию преступного типа от общества. Трактовка преступного поведения как патологического явления привела к тому, что криминальная психология на долгие годы связала себя с судебной психиатрией, стала ее вторым наименованием. Э. Ферри и Р. Гарофало, пересмотрев отдельные положения теории Ч. Ломброзо, дополнили перечень биологических факторов преступления и преступности социологическими, что все же не позволило им отойти от концепции антропологической школы. Э. Ферри в книге «Уголовная социология» сформулировал понятие «опасное состояние», в которое вкладывал ломброзианскую идею предрасположенности преступной личности к преступлению с момента рождения. Субъекта, характеризующегося такой предрасположенностью, он назвал «преступным типом». В другой работе «Преступление как социальное явление» Э. Ферри указал три группы факторов, порождающих преступления: антропологические или индивидуальные, физические и социальные. В группе антропологических факторов он выделял факторы органического строения преступника, психического строения (умственные и психические аномалии, особенно аномалии чувства общественности), личные признаки (возраст, пол, биологическо-социальные свойства - гражданское состояние, род занятий, место жительства, классовое положение, образование и воспитание).

Р. Гарофало пытался, так же как и Ч. Ломброзо, выработать понятие преступления, не связанное с правовым определением. В книге «Криминология» он рассматривал преступление как «оскорбление основополагающих альтруистических чувств - милосердия и справедливости», являющихся непременным условием социальной адаптации индивида среди равных себе. Р. Гарофало, в отличие от Э. Ферри, называвшего преступников «больными» и требовавшего их лечения, пытался дать социологическое определение преступности, выделить «естественные» и «искусственные» преступления. «Естественные» преступления он связывал с посягательством на два главных, по его мнению, человеческих чувства: а) отвращение к причинению другим людям страданий; б) уважение к чужому праву собственности. Как и Ч. Ломброзо, он считал, что преступник имеет черты «дикарей» и умственную недоразвитость.

В конце XIX в. в связи с формированием криминалистики и криминологии интенсивно формируется судебная, а затем и юридическая психология. Известный французский психолог Э. Клапаред, читавший курс лекций по судебной психологии в Женевском университете, значительно расширил круг судебно-психологических проблем и в начале ХХ в. ввел термин «юридическая психология». Основоположник криминалистики Ганс Гросс создал фундаментальный труд «Криминальная психология». Г. Гросс рассматривал судебную психологию как прикладную отрасль общей психологии: «Чтобы знать правила, которые руководят психическими процессами в судебной деятельности, требуется особая отрасль прикладной психологии. Последняя занимается всеми психологическими факторами, которые могут идти в расчет при установлении и обсуждении преступления».

Г. Гросс познакомил юристов с современными ему достижениями в экспериментальной психофизиологии, особенностями психомоторных реакций человека, закономерностями мышления, памяти и др. Получает развитие психология формирования и получения показаний (Марбе, Штерн, Вертгеймер). Альберт Хельвинг разрабатывает психологию допрашивающего (полицейского, судьи, эксперта) и допрашиваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), психологическую технику допроса.

Однако вплоть до возникновения глубинной психологии в первой половине ХХ века судебная психология оставалась в основном эмпирической, описательной наукой. Преступная личность, ее мотивационная сфера описывались такими аморфными понятиями, как жестокость, агрессивность, месть, корысть, бессовестность, склонность к садизму и т. п., а социально-психологические закономерности долгое время оставались в забвении. При массовых исследованиях причин преступлений полагались на мнение самих преступников. На очереди стояли проблемы психодиагностики личности преступника, психологического анализа лиц, совершивших аналогичное преступление. Появляется ряд специальных исследований. Так, А. Бьерре на большом эмпирическом материале (заключенных центральной стокгольмской тюрьмы) провел исследование «Психология убийства», проанализировал психически «слабые места» этой категории преступников, особенности их социальной дезадаптации, социальной отчужденности.

3. Создание юридической психологии как науки

Под влиянием психоаналитической теории Зигмунда Фрейда судебные психологи стали предпринимать попытки проникновения в подсознательную сферу преступников, раскрытия глубинных личностных образований (Франц Александер, Гуго Штауб, Альфред Адлер, Вальтер Бромберг и др.). Заключенные обследовались психодиагностическими тестами и другими психоаналитическими методами (Л. Хаблин-Смит и др.). Психологи и криминологи приходят к выводу о том, что у большинства преступников не развита психическая сфера личности, именуемая З. Фрейдом как Супер-Эго (Сверх-Я), разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, наличествует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов. Преступная наклонность формируется, по мнению указанных авторов, в результате неудач в стабилизации своего Эго (Я), вследствие ранней психической травматизации.

В первой половине ХХ века судебная (уголовная) психология особенно интенсивно развивалась в Германии. Немецкие криминологи перенесли центр тяжести в своих исследованиях на изучение личности преступника, среды его обитания (Франц фон Лист, Моритц Липман и др.). Внимание зарубежных юристов к личности преступника резко возросло после опубликования в 1903 году книги Густава Ашаффенбурга «Преступность и борьба с ней» (русский перевод - 1912 г.). В 1904 году Г. Ашаффенбург основал «Ежемесячный журнал по проблемам судебной психологии и реформы уголовного права». Преступность Г. Ашаффенбург объяснял различными индивидуальными проявлениями социальной непригодности преступников.

Делись добром ;)