logo
Я-концепция подростков и типы воспитания

1.2.4 Самосознание в подростковом возрасте

Подростковый эгоцентризм.

Я-образ в сознании подростков высвечивается вниманием дру- гих, «воображаемой аудитории», причем ему кажется, что эти другие его постоянно критически оценивают. Этим объясняет- ся поведение подростка, реагирующего на внимание «вообра- жаемой аудитории» агрессией или застенчивостью.

Образ Я подростка оформлен его чувствами, а самооценка фиксирована на своей уникальности, включая такие эмоционально значимые характеристики, как любовь, ненависть, чув- ственность и жесткость. (5, 264).

Аутопредставление о себе рождает личный миф подростка -- историю, которую он рассказывает себе о себе же самом, но которая не является правдой. По мнению Д.Элкинда, «личный миф составляет компонент эгоцентризма в подростковом возрасте». Со взглядами Д. Элкинда согласуется мнение Р.Энрайт о том, что подросток «сфокусирован на самом себе», на своих мыслях и чувствах.

В процессе взросления воображаемая аудитория «сближа- ется» с реальным окружением молодого человека и самооцен- ка все в большей мере корректируется реальными мнениями и реакциями окружающих, а не составляющими «личного мифа». Это преобразование в большей степени связано с развитием способностей устанавливать и поддерживать межличностные отношения.

Феноменология подросткового эгоцентризма стала пред- метом изучения и обсуждения различными авторами после по- явления работы Э. Эриксона о периодизации личност- ного развития. В свете идеи этого автора следует, что достижение эгонден- тичности в подростковом и раннем юношеском возрастах озна- чает преодоление эгоцентрических фиксаций. (5, 265).

Кризис подросткового возраста. Идентификация личности и спутанность ролей.

С 12 до 18 лет подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи и новый подход к жизни. Теперь важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток - это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.

Э.Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей - психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий возрастного развития, где родители более или менее могли воздействовать на течение и исход кризисов развития ребенка, теперь же влияние их оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, его шансы на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются (7, 126-127).

Влияние взрослых на развитие самосознания у подростков.

Осознание личностной ценности у подростков определяется, прежде всего, теми ценностями, которые демонстрируют родители в отношениях со своими детьми. Когда родителям удается найти наиболее гармоничный характер отношений в пространстве между гиперопекой и гипоопекой и они правильно оценивают себя, свои возможности, то у подростков создается наиболее позитивная ситуация для развития самосознания и постижения истинных ценностей. Если же гармония не достигается, то проявляются и усиливаются защитные реакции и некоторые из них становятся спонтанным способом реагирования на реальность.

Можно с уверенностью утверждать, что доброжелательное и компетентное сопровождение ребенка взрослыми, демонстрирующими гармоничные отношения с собой и миром, обеспечит подростку полноценную самоактуализацию, а обществу - личность, ведущую за собой в культурном и социальном прогрессе. (5, 277).