Аддиктивное поведение в подростковом и раннем юношеском возрастах

курсовая работа

2.2 Диагностика аддиктивного поведения

На данный момент в современной науке не существует уникальной методики диагностирования аддикции. Существует большое количество различных конкретных опросников для определенных типов аддикции: алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.д. Эти опросники довольно просты в употреблении и эффективны, но, к сожалению, имеют очень узкую направленность.

Метод комплексной оценки аддиктивного статуса индивида и популяции с помощью системы AUDIT-подобных тестов. Авторы: Линский И.В., Минко А.И., Артемчук А.Ф., Гриневич Е.Г., Маркова М.В., Мусиенко Г.А., Шалашов В.В., Маркозова Л.М., Самойлова Е.С., Пономарёв В.И., Бараненко А.В., Минко А.А., Гольцова С.В., Сергиенко О.В, Линская Е.И., Выглазова О.В. [19].

В качестве основы для создания метода комплексной оценки аддиктивного статуса был избран AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test) -- тест, предназначенный для выявления расстройств, связанных с использованием алкоголя. AUDIT является одним из наиболее испытанных и надёжных тестов. Как было установлено, он обеспечивает необходимую точность оценок независимо от пола, возраста, и культурной принадлежности респондента. Кроме того, тест краток и хорошо структурирован. Его вопросы сведены в три концептуальных раздела, которые охватывают все стадии и составляющие формирующейся алкогольной зависимости: от донозологических её форм до клинически выраженных проявлений.

Шкала поиска ощущений (Sensation SeeKing Scale). Автор: Цукерман М. [28].

Методика предложена М.Цукерманом в 1964 году. Данный тест определяет уровень потребностей в ощущениях различного рода. Высокие показатели по шкале острых ощущений, несмотря на всю информативность и стремление к личностному росту, могут привести к отрицательным последствиям для жизни индивидуума. Особенно характерны высокие показатели по шкале острых ощущений для подростков в силу ограниченности восприятия жизни в целом, стремлением к познавательной активности и получению информации о жизни. Высокий уровень потребностей в ощущениях обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Считается, что высокие показатели являются факторами риска девиантного поведения. Реальная действительность не предоставляет подросткам с высоким уровнем потребностей в ощущениях возможность удовлетворить их. Употребление психоактивных веществ - это один из путей получения необычных ощущений, связанных с измененным состоянием сознания. Участие же аддиктивного подростка в противоправных мероприятиях прогнозируемо по причине того, что участие в них дает возможность получить «щекочущие нервы» впечатления. Благополучные подростки более осмотрительны и осторожны.

Патохарактерологический диагностический опросник. Авторы: Иванов Н.Я., Личко А.Е. [21].

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического Института им. В.М.Бехтерева.

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником, предназначен для определения в возрасте 14-18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

Специальные дополнительные шкалы предназначены для оценки склонности к депрессиям, риска социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риска ранней половой жизни у девочек и для дифференциальной диагностики истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков. Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений.

На основании описания типов патологических характеров в руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Диагностика и коррекция факторов риска аддиктивного поведения (новые перспективы физической культуры). Авторы: Ежов И.В., Туревский И.М., Малыгин В.Л. [12].

Данная психодиагностическая система впервые в России построена в виде озвученного игрового интерактивного диалога между анимационными персонажами, происходящего на экране компьютера.

Все это вызвало необходимость создания новых подходов к диагностике риска аддиктивного поведения. Эта интерактивная система диагностики состоит из 54-х вопросов с двумя возможными вариантами ответов. Результатом тестирования является выявление 11 вариантов идивидуально-типологических свойств, в том числе 4-х дезадаптивных, с высоким риском обращения к психоактивным веществам. Для каждого из дезадаптивных типов разработана система психологической коррекции.

В отличие от множества других тестов данная психодиагностическая система реализована в виде озвученного игрового интерактивного диалога между анимационными персонажами, происходящего на экране компьютера. Включение подростков в игровой диалог снижает уровень психологических защитных механизмов и тем самым существенно повышает качество диагностики.

Теоретической основой для создания системы диагностики явились выявленные в процессе исследования ведущие факторы риска формирования аддиктивного поведения - фрустрированность и гедонистическая направленность личности.

Структурно-динамический подход по выявлению факторов риска аддиктивного поведения основан на теории деятельности. В предлагаемой психодиагностической системе структура личности представлена как целостная структура с взаимовлияющим сочетанием базовых факторов личности.

Таким образом, ведущая роль в борьбе с подростковыми зависимостями принадлежит системе образования, т.е. школе. Именно в образовательном учреждении можно и нужно организовывать работу по профилактике и диагностике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Ведь педагоги имеют возможность наблюдать за развитием, поведением своих учеников, могут на основе сравнения или разговора выявить у подростка склонность к психоактивным веществам. Всегда проще предотвратить беду, чем потом исправлять ошибки.

аддиктивный поведение подростковый зависимость

Делись добром ;)