1.4 ДРУГИЕ ТЕОРИИ
Согласно теории американского психолога Джеймса, тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, в состоянии мышц (мимика), позволяет предположить, что эмоции представляют собой сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Если человек примет зажатую скованную позу с опущенными плечами и головой, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности и грусти. И наоборот, поза с развернутыми плечами, поднятой головой, улыбкой на губах вскоре вызовет и чувство уверенности, бодрости, хорошее настроение. Частично эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций. Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т.к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.
Таким образом, Джеймс и независимо от него Ланге предложили “периферическую” теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: “Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим”.
В данном аспекте представляет интерес концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил “мы боимся, потому что дрожим”, то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают.
Теория Джеймса - Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Ее уязвимым местом остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций. Ощущение выступает здесь как первичное явление по отношению к эмоции, которая рассматривается как ее прямое производное.
Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации - только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве “эмоционального процесса”, постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений - ощущения, восприятия, мотивации и т.п. Она не является также “промежуточной переменной”, связывающей отдельные компоненты поведенческой реакции в целостный акт.
Биндра выдвигает собственную концепцию о “центральном мотивационном состоянии” - комплексе нервных процессов, возникающем в результате действия комбинации побудительных стимулов определенного типа. Развитие “центрального мотивационного состояния” создает избирательное внимание к определенному классу побудительных стимулов и реактивную склонность в пользу определенного класса типично видовых действий.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИЙ И ИХ РОЛИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ
- 1.1 ТЕОРИЯ П.К. АНОХИНА
- 1.2 ТЕОРИЯ П.В. СИМОНОВА
- 1.2.1Отражательно-оценочная функция эмоций
- 1.2.2 Переключающая функция эмоций
- 1.2.3 Подкрепляющая функция эмоций
- 1.2.4 Компенсаторная (замещающая) функция эмоций
- 1.3 ТЕОРИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА
- 1.4 ДРУГИЕ ТЕОРИИ
- 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- 2.1 ЗНАК ЭМОЦИИ
- 2.2 КАЧЕСТВО ЭМОЦИИ
- 3. КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕКА
- 3.1 ЭМОЦИИ И ТЕЛО
- 3.2 ЭМОЦИИ И ВОСПРИЯТИЕ
- 3.3 ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- 3.4 ЭМОЦИИ И ДЕЙСТВИЯ
- 3.5 ЭМОЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
- 3.6 ЭМОЦИИ И СОЗНАНИЕ
- 4. ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
- 4.1 ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ
- 4.4 РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
- 4.5 Влияние эмоций на деятельность человека.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 1. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека.
- Эмоции в жизни человека
- 2. Значение эмоций в жизни человека
- Роль эмоций в жизни человека
- Роль эмоций в жизни человека
- 1. Понятие эмоции. Определение. Виды эмоций. Влияние на жизнь человека
- Роль эмоций в жизни человека
- 12.4. Значение эмоций в жизни человека