Влияния семьи на процесс формирования личности подростка

дипломная работа

2.1 Организация и методы исследования

Теоретический анализ проблемы, осуществленный на втором этапе исследовательской работы показал, что социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.

Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка. Теоретический анализ проблемы позволил определить следующие задачи констатирующего этапа исследования:

1) анализ научной, специально-психологической литературы по проблеме исследования;

2) подбор адекватных и эффективных диагностических методов, направленных на исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка;

3) проведение констатирующего исследования. Анализ полученных результатов;

4) подбор и внедрение программы формирующего воздействия;

5) проведение контрольного исследования. Анализ полученных

результатов;

6)определение эффективности программы коррекционного воздействия.

В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

- Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан);

- Рисуночный тест «Моя семья»;

- Рисуночный тест «Семья, которую я хочу»;

- Метод «Незаконченные предложения»;

- Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет.

Состав эмпирической группы

ФИО

ВОЗРАСТ

1

Альберт А.А.

15 лет

2

Дима А.П.

15 лет

3

Леонид А.Н.

15 лет

4

Руслан З.Р.

15 лет

5

Олеся А.О.

16 лет

6

Альмир Г.Л.

16 лет

7

Миляуша А.А.

16 лет

8

Света Г.В.

16 лет

9

Раиль В.И.

16 лет

10

Альбина К.Ч.

15 лет

11

Луиза И.Ю.

15 лет

12

Динара У.Я.

15 лет

13

Артур Ш.Н.

16 лет

14

Артур Р.З.

16 лет

15

Ильшат О.Д.

15 лет

16

Роза Т.Э.

15 лет

17

Ляйсан Б.В.

15 лет

18

Лиля Ю.У.

15 лет

19

Алина Н.М.

15 лет

20

Эльвира П.

15 лет

21

Наиль М.И.

16 лет

22

Егор И.А.

15 лет

23

Максим И.А.

16 лет

24

Олег П.П.

15 лет

25

Кристина Е.В.

15 лет

Дадим описание данных методик.

1.Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

Цель: определение уровня личностной тревожности.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Инструкция:

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.

Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.

Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.

Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.

При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Варианты ответов

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

0

1

2

3

4

Форма А и Форма Б.

Ключ является общим для обеих форм.

Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34

Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39

Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38

Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности.

2. Рисуночный тест «Моя семья»

Цель: выявление особенностей внутри - семейных отношений.

Материал:

- лист бумаги;

- набор цветных карандашей.

Инструкция:

Предложите подростку нарисовать свою семью. Позвольте подростку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, «работая», вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует.

После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что подросток тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем «бурлит» и «закипает», все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, «вырывается» наружу и застывает с «немым криком» на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот «крик» должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка.

Делись добром ;)