logo
Возникновение атрибуции и когнитивного диссонанса при межличностном взаимодействии как фактор развития личности

2.1 Материал и методика

Конструкты, заложенные в гипотезе, в данном случае определяют план исследования. Этими конструктами являются: положительные и отрицательные атрибутивные характеристики, устойчивость атрибутивных характеристик и когнитивный диссонанс. Таким образом, исследование подразумевает прохождение трех этапов.

На первом этапе у испытуемого должна быть вызвана атрибутивная характеристика. Поскольку задано разделение атрибутивных характеристик на положительные и отрицательные, видна необходимость создания двух групп испытуемых. Тогда у испытуемых первой группы должна быть вызвана положительная атрибутивная характеристика, а у испытуемых второй группы должна быть вызвана отрицательная атрибутивная характеристика.

Второй этап исследования подразумевает возникновение когнитивного диссонанса. Этого можно добиться, представив испытуемому информацию, несовместимую по содержанию с уже возникшей атрибутивной характеристикой. Таким образом, на втором этапе исследования испытуемые первой группы, у которых сформирована положительная атрибутивная характеристика относительно объекта, должны будут получить отрицательную, негативную информацию об этом же объекте, что должно вызвать когнитивный диссонанс. Соответственно, испытуемые второй группы, у которых сформирована отрицательная атрибутивная характеристика, должны будут получить положительную, позитивную информацию об объекте, что также должно вызвать когнитивный диссонанс.

Третьим этапом исследования является выяснение стабильности или нестабильности сформированных ранее атрибутивных характеристик. Первая группа испытуемых должна показать, насколько стабильна положительная атрибутивная характеристика, а вторая группа - насколько стабильна отрицательная атрибутивная характеристика.

Данное исследование будет квазиэкспериментальным.

Программа исследования будет осуществляться посредством интервью. Поскольку полученная от разных испытуемых информация должна быть сравнима, поддаваться классификации и давать возможность проведения дальнейшей статистической обработки, эта информация должна быть однотипной, соответственно, интервью должно быть формализованным. То есть, общение интервьюера и респондента должно быть строго регламентировано детально разработанными вопросником. Таким образом, для проведения исследования необходимо разработать вопросник, позволяющий осуществить все три этапа исследования, описанные выше.

Для того, чтобы разработать вопросник необходимо сначала определить какие атрибутивные характеристики являются действительно положительными, а какие - действительно отрицательными. Этот вопрос принципиален, поскольку у разных людей одни и те же качества или проявления человека могут вызвать разные по полюсу атрибутивные характеристики. Таким образом, необходимо использовать информацию, одинаково трактующуюся среди представителей культуры. Здесь есть смысл обратиться к Андреевой и ее понятию « социальный консенсус»:

«Социальный консенсус трактуется [29] как влияние на процесс индивидуального познания социальных явлений принятых образцов их толкования в той или иной культуре, в том или ином типе общества или его части. Эти принятые образцы суть определенные конвенциональные значения, то есть своего рода договоренности относительно того, как будут интерпретироваться те или иные данные, полученные в процессе познания социальных явлений. Такие "договоренности" существуют в каждой культуре и касаются, прежде всего, достаточно универсальных характеристик. Общепринятые трактовки этих характеристик образуют своеобразную "модель мира", сетку координат, которой пользуются люди при восприятии мира и построении его образа [6]. Использование конвенциональных значений ведет к тому, что информация в значительной части не перепроверяется, так как слишком велика опора на социальный консенсус, заданный культурой.» [1].