logo
Возрастные кризисы детства

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ ДЕТСТВА

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, о. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий, как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов,

крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить

момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея;

трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается

строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание

количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это

время связана с мучительными переживаниями;

негативный характер развития. отмечено, что во время кризисов, в

отличие от стабильных периодов, совершается, скорее, разрушительная,

нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько

теряет из приобретенного прежде. однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. одновременно в критические

периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Л. С. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями. Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии; Изд. “Союз”; СПб 1997. - С. 64.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.