Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

дипломная работа

1.1 Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии

Проявление воли в разных ситуациях может свидетельствовать о свойствах и волевых качествах личности. Понятие "волевые качества", а также точный выбор этих качеств не определены. И поэтому ряд ученых задаются вопросом о том, действительно ли существуют эти качества.

Воля это сознательное регулирование целенаправленной деятельности, которая основана на глубоко осознанной цели, ответственности и чувстве долга. Эта сторона воли, которая связана с преодолением трудностей в жизни человека, Гегель охарактеризовал таким образом: "В то время как интеллект старается лишь брать мир, каков он есть, воля напротив, стремится к тому, чтобы теперь сделать, чтобы теперь сделать мир тем, чем он должен быть".

Контроль над своим поведением - это и есть основное проявление воли.

Распространенным является взгляд на волю как осознанное и произвольное регулирование человеком своей деятельности. Воля - это средство реализации деятельности, определяющая способность к осознанным и намеренным действиям.

Исследователи воли дают не одно определение воли, используют целую систему определений для того, чтобы наиболее полно отразить понимание данного термина.

Сеченов И.М. определял волю таким образом: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального поведения".

Василюк Ф.Е. определял волю, как "орган" целостного человека, который осуществляет реализацию всего жизненного пути, указывая, что в изучении данной проблемы, внимание должно уделяться не количественным показателям, а на " происходящих в целостном волевом акте соднржательно- ценностных преобразованиях".

Иваннинков В.А. связывал волю со смыслом действия. Он считал, что развитие волевого действия происходит тогда, когда оно входит в широкий мотивационный спектр, и внешне - нейтральное действие соединяется с мировоззрением и моделью личности. [26]

Левин К. провел эксперимент, результаты которого состоят в следующем: при заучивании слогов, ассоциации не имеют мотивационной силы. Он связал волевое поведение не с выполнением любого действия, а только преднамеренного.

Одно из заметных направлений в западной психологии, связанных с традиционной проблематикой изучения волевого поведения, составляют исследования настойчивости. Следует отметить, что англоязычный термин "persistence" в переводе на русский язык имеет довольно широкое поле значений, которые не исчерпываются понятием "настойчивость". Семантическое поле данного термина включает целый ряд понятий, традиционно относящихся к волевым характеристикам в отечественной психологии: терпение, упорство, постоянство, стойкость, последовательность и т.д. В американской психологии исследования настойчивости в рамках проблемы persistence, по существу, вылились в самостоятельное направление со своим собственным категориально-методическим аппаратом, в котором понятию "воля" места не нашлось. Видимо, отчасти этим объясняется недостаточное внимание к работам данного направления в отечественных публикациях по проблеме воли. Отдельные сведения об этом направлении содержатся в работе, где отражен ряд публикаций и подвергнуты справедливой критике исходные посылки этого направления и некоторые конкретные результаты.

Все исследования настойчивости, начиная с самых ранних, можно разделить на три большие группы. В одной группе исследований настойчивость рассматривается как некоторое свойство характера, которое определяет поведение данного субъекта (отсюда название исследований - "trait studies"). Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются; главное допущение состоит в том, что влияние личностных структур или черт, значительно превосходит ситуативные влияния - фокус исследовательского внимания сосредоточен на постоянстве поведения субъекта в различных ситуациях.

Л. Фарбер предлагает разграничение воли по феноменологическим характеристикам на две реальности. В первом случае Л. Фарбер рассматривает волю, как целостный опыт личности и спонтанность движения в любом направлении, которое дает ощущение свободы и возможности развития, ибо результат этого движения, его итог заранее неизвестны. Воля может "присоединяться" ко всем способностям человека - физическим и духовным, интеллектуальным и эмоциональным. Наличие воли при этом сразу может не замечаться и быть опознано лишь позже. Во втором случае воля "сознательная", она требует усилий и необходимости принимать решения. Это та сфера воли, которая обычно изучается в психологии. Заранее ясна цель волевого поведения ("Я делаю это для того, чтобы..."). Если во взаимоотношениях первой и второй реальности воли происходит перевес второй, возникает потеря спонтанности, свободы, активности в действиях человека. [29]

Р. Ассаджиоли очень широко рассматривает понятие волевого действия, так как часто любое осознанное действие в его системе становится волевым. Он выделяет аспекты, качества и стадии воли и предлагает множество практических упражнений, направленных на тренировку воли.[29]

К аспектам воли Р. Ассаджиоли относит ее оценочные характеристики, выделяя:

1. "сильную" волю; сила воли может быть достигнута за счет постоянной тренировки с использованием конкретных техник;

2. "умелую" волю - способность добиться результата с минимальными затратами;

3. "хорошую" волю; волевое действие должно непременно иметь перед собой "хорошие" цели, согласующиеся с требованиями общепринятой морали.

Среди качеств воли выделяются:

1. Энергия - динамическая сила - интенсивность; это качество зависит от трудности достижения цели;

2. Мастерство - контроль - дисциплина; здесь подчеркивается такая функция воли, как регулирование и контроль других психических функций;

3. Концентрация - сосредоточенность - внимание; это качество имеет особое значение в тех случаях, когда объект воздействия или задача не являются привлекательными сами по себе;

4. Решительность - быстрота - проворность в принятии решения;

5. Настойчивость - стойкость - терпение;

6. Инициатива - отвага - решимость (на поступки); у этого качества есть два истока: во-первых, осознание факта, что абсолютной безопасности не существует где бы то ни было и рисковать все равно приходится; во-вторых, переживание радости, чувства "расширения" сознания при встречах с риском и опасностью;

7. Организация - интеграция - синтез; здесь снова отражена тенденция воли как организующего звена к объединению, тех средств, которые нужны для успешного решения задачи. [13]

Акт воли состоит из шести стадий:

1. Цель, оценка, мотивация. Цель должна быть осознанной, не только видимой, но и желанной. Из оценки поставленной цели рождаются мотивы.

2. Размышление.

3. Выбор (одной цели из нескольких).

4. Подтверждение.

5. Составление программы действий, ориентированной на имеющиеся средства.

6. Исполнение.

Таким образом, мы видим, что в западной психологии проблема воли сохраняется в явном и неявном виде. Больший интерес вызывают не теоретические представления о воле, а экспериментальные исследования отдельных вопросов, традиционно связанных с проблемой воли, и практика использования различных приемов тренировки волевого поведения. [29]

Делись добром ;)