Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников

дипломная работа

1.4 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции

подросток волевой личность самооценка

Волевая регуляция поведения человека осуществляется в разных направлениях. В первую очередь, это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, затем сознательный контроль человека своего поведения и развитие волевых качеств личности. Эти процессы начинают свои действия тогда, когда ребенок овладевает речью и начинает эффективно ею управлять.

Все эти направления развития воли укрепляют механизмы волевой регуляции и поднимают развитие воли на новый уровень. В формировании волевых качеств развитие воли представляется как переход от первичных к вторичным и третичным волевым качествам.

Рассмотрим еще одно направление развития воли. Человек осознанно ставит перед собой сложные задачи, которые требуют приложения значительных волевых усилий, с каждым разом усложняя задачи, тем самым развивая волевые качества.

Развитие воли связано с их мотивационной и нравственной сферой. Важнейшим аспектом в воспитании воли у детей является произвольная регуляция деятельности, в которую включены мотивы и ценности. Входящая в волевую регуляцию мотивация становится осознанной, а поступки приобретают произвольный характер, это действие определяется на произвольном построении мотивов, где на первое место ставится нравственное побуждение, которое, в случае успешной деятельности дает человеку моральное удовлетворение.

Невозможно воспитывать волю ребенка отдельно от психологического развития, так как у детей становление волевой регуляции связано с умственным развитием.

Важную роль в воспитании воли выполняют игры, причем каждая игра привносит свой определенный вклад в развитие произвольного процесса. Первые игры, которые влияют на развитие ребенка, являются игры с предметами, они формируют произвольную регуляцию действий.

Сюжетно-ролевые игры закрепляют у ребенка необходимые волевые качества личности. Управлением поступками "занимаются" коллективные игры.

Воля также контролирует процессы торможения и возбуждения, если это необходимо. Благодаря процессам, человек регулирует свою деятельность и поведение в трудных ситуациях. Так, например, если тревожное состояние, которое направлено на торможение функции воли, проявляется часто, то оно становится волевым свойством или качеством личности.

Побудительная и тормозная функции воли носят положительный и отрицательный характер. Побудительная функция направлена на преодоление внешних и внутренних трудностей. Тормозная функция же препятствует преодолению трудностей.

К качествам волевой личности относятся: самообладание, сдержанность, выдержка, решительность, самостоятельность, настойчивость, упорство.

Рассмотрим каждый из качеств в отдельности.

Самостоятельность - качество воли, проявляющееся в умении человека, проявлять инициативу, ставить цели и воплощать их в реальность. Человек, обладающий самостоятельностью, борется за достижение своей цели, прилагая все усилия, так как уверен в правильности своих действий и целей.

Внушаемость является противоположным качеством самостоятельности. Это качество присуще безвольным людям. Они пасуют перед трудностями, наедятся на помощь и поддержку извне, поэтому на них очень легко оказывать влияние, при этом влияние не всегда является положительным. Такие люди доверчивы, могут совершить такие поступки, за которые в дальнейшем будут раскаиваться.

Важнейшим волевым качеством личности является решительность. которая проявляется на начальном этапе произвольного поведения, когда человек должен сделать выбор. Решительный человек может быстро выбирать цель, которая наиболее важна для него.

Противоположным качеством решительности является нерешительность. При нерешительности человек затрудняется принять решение и проявить произвольное действие. Ему сложно выбирать цель, так как он сомневается в правильности выбранной цели, также его пугают последствия тех действий, которые он возможно осуществит. Часто нерешительные люди могут поставить цель и привести его в действие, не обдумав процесс и последствия действий.

Следующее качество, которое мы рассмотрим, является настойчивость. Настойчивость является наиболее важным волевым качеством, так как человек проявляя терпеливость, преодолевает трудности, которые возникают на пути к достижению цели. Настойчивый человек "плавно" и неуклонно достигает цели, несмотря на трудности, которые возникают у него на пути. Он может стремительно идти к цели, невзирая на неудачу и сомнения. Люди, которым не обладают настойчивостью, нетерпеливы, спешат в своих действиях.

Следующее качество - выдержка. Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Это качество позволяет выдержать большую физическую нагрузку, которая необходима для достижения цели. [13] Выдержку можно характеризовать, как стойкость человека, которая помогает противостоять неприятным внешним воздействиям, даже в трудной ситуации. Сдержанность человека, позволяет ему действовать обдуманно. Человек четко оценивает ситуацию и свои возможности, планирует собственные действия и выбирает подходящие пути для достижения конечного результата.

Самообладание - волевой качество, которое обеспечивает способность проявлять регуляцию в сложных ситуациях. Самообладание нужно проявлять во всех жизненных условиях, так как это качество помогает человеку преодолевать панику, страх и т.д. Человек, который владеет собой, может достичь поставленных целей, в силу своей уверенности.

Все эти качества формируются и развиваются на протяжении всей жизни. В младшем возрасте формирование качеств, происходит под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родителя, воспитывая своих детей ожидают от них произвольной регуляции их поведения и деятельности.

Делись добром ;)