Волевая регуляция поведения и деятельности младших школьников

курсовая работа

2.1 Развитие волевой регуляции в онтогенезе

Знакомясь со статьей Т.И. Шульги, видим, что в настоящее время резко повышается значение научного обеспечения процесса становления личности, особенно на наиболее важных этапах ее развития - в детстве. Многими психологами отмечено, что психологические предпосылки формирования личности включают развитие способности к овладению собственным поведением, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции. Автор статьи отмечает, что одной из тенденций в исследовании воли является «переход от постановки проблемы воли в рамках задачи порождения действия к задаче овладения собой», что важно для возрастной и педагогической психологии. В связи с этим важно изучать особенности становления волевой сферы и волевой регуляции в онтогенезе.

Ранее детство. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. Манипуляции с вещами приводят к установлению ребенком важного для него факта: после определенных действий могут происходить определенные события. Теперь он осуществляет эти действия ради того, чтобы произошли эти события, т. е. намеренно, целесообразно.

До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ею пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов; благодаря чему поведение ребенка определяется не только личной ситуацией, но и представляемой.

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо», требующее действия вопреки желанию ребенка, и на слово «нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком. При этом ребенку гораздо труднее подчиниться запрету не делать что-то, чем приказу делать что-то другое.

К 3 годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности («Я сам!»). Дети этого возраста проявляют терпение и выдержку, если это предвещает им удовольствие.

Преддошкольный возраст. Поскольку игровая активность является основной у дошкольников, исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Так, по данным 3. М. Мануйленко, дети 3-4 лет могут, взяв на себя роль часового, сохранить свою неподвижность в 5 раз дольше, чем без этой роли. Однако чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безролевой ситуации. Способность сдерживать детьми свое импульсивное поведение возрастает в период от 4 до 6 лет втрое.

С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 году обнаруживается послушание по обязанности. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии еще один большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действует, руководствуясь сознанием необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения. Слова «надо», «нельзя», «можно», произносимые самим ребенком, становятся основой для самоуправления и проявления «силы воли». Однако нередко последняя выражается в упрямстве.

Младший школьный возраст. В 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, но уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Постепенно формируется выдержка, т. е. способность сдерживать свои чувства, ослабевает импульсивность как черта личности. Однако в младших классах школьники проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других (А. И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя. Нельзя не отметить и высокое проявление уже в 3-м классе такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана с все еще достаточно высокой импульсивностью этих школьников.

Подростковый возраст. Весьма противоречива волевая сфера подростков. Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что приводит к изменению и волевой сферы. В результате возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления), но снижается выдержка, самообладание. Упорство проявляется только в интересной работе. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства (отчасти в связи с тем, что советы взрослых воспринимаются критически) как утверждение своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих моральных санкций. Наблюдается переход от внешней стимуляции волевой активности к самостимуляции. Однако этот механизм еще недостаточно сформирован.

Старший школьный возраст. У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении волевой активности. Они могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников учитель физической культуры может заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления, в то время как требовать того же от младших школьников опасно). Однако у девушек старших классов смелость резко снижается.

В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у старшеклассника принимает характер целеустремленности.

Таким образом, материалы исследования психологов позволяют сказать, что во всех возрастах дети прибегают к использованию выработанных способов управления собой, своим поведением в достижении поставленных целей.

2.2 Функции волевой регуляции

1. Повышение эффективности соответствующей деятельности;

2. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

3. Регуляция основных психических функций: восприятия, памяти, мышления и т.д. развитие данных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Одной из функций волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее -- к третичным волевым качествам. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Это вторичные качества.

Выделят еще третью группу качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это - ответственность, дисциплинированность, принципиальность.

Обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, относят и те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость. Инициативность. Такие качества личности формируются только обычно к подростковому возрасту.

По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Следовательно, развитие воли происходит в нескольких направлениях:

1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

2. Обретение человеком контроля над своим поведением.

3. Выработка волевых качеств личности.

4. Человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течении достаточно длительного времени.

Выводы по 2 главе

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1.Волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Она является сложным процессом и на каждом возрастном этапе характеризуется доминированием разных по значимости составляющих.

2.Становление волевой регуляции в онтогенезе проходит ряд усложняющихся стадий. Стадии волевой регуляции на каждом возрастном этапе имеют специфику компонентов, составляющих структуру волевой регуляции: намерений, мотивов и целей; способов их достижения и результатов.

3.В онтогенезе стадии волевой регуляции претерпевают существенные изменения: слитные стадии сменяются стадиями с более четкими структурами их функционирования.

4.С возрастом развитие составляющих волевой регуляции становится более гибким и динамичным, помогая субъекту адекватно управлять своей деятельностью и поведением, а также достижением значимых для него результатов.

5.Становление волевой регуляции происходит гетерохронно в связи с тем, что оно обусловлено особенностями возрастных периодов, различными видами деятельности, в которые включен ребенок, характером общего развития личности.

Делись добром ;)