Заключение
Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.
Наследственность -- это физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления. По наследству передаются задатки и способности человека. Другое дело -- разовьются ли они в процессе становление его личности. Это зависит от условий жизни и воспитания.
Биологическое сказывается в том, что у человека от природы имеются определенные склонности, способности и творческие задатки, которые позволяют ему более интенсивно развиваться в той или иной области деятельности: в отдельных видах труда, умственных занятий, искусства.
Биологическое (например, физические недостатки, речевые дефекты и отсутствие внешнего обаяния) иногда также может серьезно сказываться на развитии человека: делать его замкнутым, раздражительным и т.д.
Однако влияние биологическогони в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое и социальное тесно переплетаются. Психолог К.К.Платонов отмечал, что биологически обусловленная подструктура личности (способность к овладению общественным опытом, задатки и т.д.) подчинена ее социально обусловленной подструктуре.
Таким образом, влияние природных задатков и способностей является вторым фактором, воздействующим на личностное развитие человека.
Есть, однако, и еще один фактор, оказывающий влияние на формирование личности - воспитание. С развитием науки и технического базиса производства, с усложнением общественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условиях уже трудно представить приобщение человека к жизни и производственной деятельности без продолжительного и специально осуществляемого обучения и воспитания. В то же время без воспитания человек не может развивать и совершенствовать свои природные склонности, способности и задатки.
Все это позволяет сделать важный для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М, 2004.
2. Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового века. - Спб., 2000.
3. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. Курс лекций. - М., 2006.
4. Харламов И. Ф. Педагогика: Крат.курс: Учеб.пособие. - Мн.: Выш. шк., 2003.
- Введение
- 1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия
- 2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств
- 3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человека поведенческих моделей
- Заключение