Акцентуации характера в подростковом возрасте

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном обществе человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние.

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [6,c.57?59]. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезкой выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрость.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.

Объектом исследования являются индивидуально-психологические особенности подростков, (14-15 лет).

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Цель данной работы: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте. Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

? изучить теоретические аспекты проблемы при акцентуациях характера у подростков;

? провести диагностику акцентуаций характера у подростков (выборочно);

? разработка рекомендаций подросткам и их родителям для оптимизации взаимодействия.

Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для определения психологической характеристики темперамента).

Делись добром ;)