Акцентуации характера и стиль воспитания

курсовая работа

Подходы к пониманию характера

В отечественной психологии под характером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.

Проблемами формирования характера занимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и другие ученые.

Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием.

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Само развитие характера связано с отношением человека:

· К природе и обществу

· К труду

· К другим людям

· К самому себе и собственной деятельности.

Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера большую роль играют взаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание.

Характер развивается на базе темперамента, который является для него природной основой. Кроме того, образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку.

Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям психических процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность. Трудолюбие, хитрость, осторожность и т.п.

По мнению К.К.Платонова, «все черты характера - это свойства личности, которые выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему» (11, с.87).

Характер представляет собой своеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.

Структура характера

Определить структуру характера - значит выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.

А.Г. Ковалев в структуре характера человека выделяет форму и содержание. Содержание характера проявляется в форме индивидуально-волевой активности, потребностей, стремлений, привязанностей, интересов и убеждений. Форма характера проявляется в особенностях способа действовать, и поступков человека. Динамика, тонус действий и поступков зависит от темперамента, волевой регуляции и привычек. Форма содействует развитию содержания характера.

1. Убеждения - это система твердых взглядов на жизнь. Сложившаяся у человека в определенных условиях жизни и воспитания на основе восприятия человеком идей своего времени. Убежденность проявляется в целеустремленности, принципиальности, оптимизме, требовательности к себе и другим людям.

2. Потребности и интересы определяют избирательность отношений к различным сторонам жизни и деятельности человека; сказываются на всем облике поведения. Доминирующие потребности и интересы определяют направленность дел человека.

3. Интеллектуальные свойства человека накладывают свой отпечаток на характер и придают ему определенное своеобразие, характеризуя личность с качественной стороны.

4. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий. Воля выражается в настойчивости, выдержке, решительности, активности, самостоятельности.

5. Чувства - это эмоциональное отношение к различным сторонам жизни. Динамика чувств связана с ростом осознания отношений человека к событиям, действиям и поступкам других людей.

6. Темперамент - сторона личности, основанная на свойствах высшей нервной деятельности, которая выражается в эмоциональной возбудимости. Динамике психических процессов и поведения.

Темперамент непосредственно связан со свойствами нервной системы. Динамикой психических процессов, поведением человека. Темперамент более биологически обусловлен, чем характер; в нем больше унаследованного, он раньше формируется и проявляется, теснее связан с биологическими потребностями организма и более устойчив.

Качественные преобразования темперамента происходят под влиянием условий жизни, воспитания - вырабатываются новые системы связей и в результате этого маскируются или преобразуются природные особенности человека, относимые к темпераменту.

И.П. Павлов выделил среди особенностей высшей нервной деятельности основные признаки:

1. сила (работоспособность) нервной системы

2. уравновешенность нервных процессов (т.е. соотношение процессов возбуждения и торможения)

3. подвижность нервных процессов

На основе этих сочетаний И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, которые совпали с четырьмя типами темперамента, предложенными Гиппократом:

· Холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный

· Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный

· Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный

· Меланхолик - сильный, неуравновешенный, инертный

Темперамент, будучи врожденным, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления: впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты человека.

Структура характера изменяется на протяжении всей жизни человека. По мере роста и развития изменяются обстоятельства его жизни и деятельности. Изменяются требования, которые предъявляются к личности. Что приводит в целом к качественному изменению структуры характера.

Таким образом, все компоненты психического склада органически связаны и взаимодействуют друг с другом, в целом определяя характер человека.

Делись добром ;)