Выявление мотиваций делового и дружеского общения в коллективе
ІІ.2. Результаты исследования
В результате первой части исследования были выявлены следующие коммерческие и производственные цели, которые ставит перед собой коллектив. В них входит получение прибыли за счет издания рекламной газеты. Для достижения коммерческого успеха газета должна пользоваться большим спросом, для чего было принято решение размещать в ней бесплатные частные объявления. Повышение же тиража автоматически ведет к повышению интереса со стороны потенциальных рекламодателей.
В общих чертах работа рекламного отдела выглядит следующим образом: шесть штатных «рекламистов» занимаются приемом бесплатных объявлений, сопровождают работу большого и непостоянного штата рекламных агентов, которые и занимаются поиском платной рекламы, а также «ведут» нескольких старых и постоянных клиентов-рекламодателей. Начальник отдела занимается общими организационными вопросами и разрабатывает новые тактические методики привлечения рекламодателей.
Штатный коллектив газеты небольшой -- 13 человек (плюс секретарь, на должность которого во время исследования пришел новый человек и, в силу положения «новичка» в коллективе, не принимал участия в исследовании). Специфика работы заключается в сложности налаживания дружеских взаимоотношений между работниками -- большое влияние оказывает экономическая конкуренция. В прошлом не раз разгорались конфликты на почве того, что «рекламисты» не могли «поделить» доходных рекламодателей. В настоящее время приняты специальные «конкурентные» правила, которые позволяют избегать наиболее острых конфликтов.
Результатом этого, видимо, и стало то, что именно «экономические» мотивы назывались наиболее весомым фактором достижения позитивных деловых и дружеских отношений в коллективе. Причем этот фактор имеет больший вес у «рекламистов» по сравнению с технической частью персонала. Но наибольший вес он имеет для главного редактора, который является и одним из собственников газеты (см. данные табл. 2).
Таблицы 2. Результаты опроса
Мотив |
Относительный вес мотива, % |
||||
Всего |
Руководство |
Техперсонал |
Рекламисты |
||
Экономические мотивы (зарплата, прибыль) |
79 |
100 |
75 |
79 |
|
Возможность работать творчески |
63 |
50 |
75 |
57 |
|
Самостоятельность в работе |
63 |
0 |
63 |
57 |
|
Возможность заниматься интересным делом |
63 |
100 |
50 |
57 |
|
Возможность общения |
63 |
100 |
50 |
57 |
|
Возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда |
63 |
0 |
63 |
64 |
|
Гарантии социальной и экономической стабильности |
50 |
100 |
50 |
43 |
|
Возможность влиять на результаты работы коллектива |
38 |
100 |
25 |
36 |
|
Возможность занять лидирующие позиции |
33 |
50 |
25 |
43 |
|
Возможность продвижения по службе |
25 |
0 |
13 |
36 |
Следующим мотивом является возможность работать творчески, причем «пальму первенства» здесь держит технический отдел, который в основном занимается созданием рекламного образа, т.е. творческой работой. Возможно, благодаря такой высокой мотивации эта рекламная газета и стала одним из лидеров среди своих конкурентов в этом виде бизнеса. Тем не менее, для руководства редакции и для «рекламистов» этот мотив не играет столь большой роли.
Среди подобных «средней важности» мотивов находится самостоятельность в работе; возможность заниматься интересным делом (удивительно, но столь высоко оценивший возможность творчества в своей работе, технический персонал заметно ниже поставил этот мотив); возможность общения и возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда.
Низкий вес и у мотива социальной и экономической стабильности. Это, возможно, объясняется особым статусом деятельности по поиску и привлечению рекламы, которая по своей сути является «негарантированной» и сродни, скажем, рыбалке: можно сколько угодно знать «рыбные» места и постоянно прикармливать потенциальную добычу, но на результаты рыбной ловли влияют очень много факторов, которые не подвластны рыболову: погода, рыбаки по соседству, гуляющие по берегу люди и вообще как ветер подует. Многие «рекламисты» со стажем говорили что, для того, чтобы успешно работать в рекламе, нужно отказаться от стремления к стабильности и научиться принимать поражения.
Таким же низким весом для достижения благоприятной атмосферы в коллективе является и возможность влиять на работу других членов коллектива, желание продвинуться по службе и возможность занять лидирующие позиции. Впрочем, сама специфика работы в рекламной газете не много оставляет возможностей для карьерного роста.
Невысокое значения мотивации общения подтверждает сложившееся состояние дел, при котором в данном коллективе не особо развиты дружеские взаимоотношения. Есть несколько небольших «очагов» приятельства, но они редко когда выходят за рамки общения в течение рабочего времени. Руководитель редакции (который сам считает этот фактор очень важным) осуществляет целый ряд мер по сплочению коллектива. Так, к примеру, в нем уже стали традицией поездки на природу на майские праздники, совместные празднования Нового года, 8 марта и т.д. Тем не менее, до сих пор нередки случаи, когда свой день рождения сотрудник не отмечает в редакции (или отмечает его в «узком» кругу).
Высокое значение мотива самостоятельности в работе еще раз подтверждает слабое развитие как деловых, так и дружеских отношений в коллективе. В то же время, еще одним негативным фактором в достижении той цели является и низкое значение мотива социальной стабильности (и, как следствие этого, -- высокая текучесть кадров).
Проведенное исследование показало, что большие шансы у усилий, направленных на налаживание благоприятных именно деловых отношений, так как у опрошенных выявилось относительно высокие потребности в материальной отдаче, в самоактуализации, в достижении. Потребности же в принадлежности к социальной группе, во власти и оказании влияния, в безопасности не столь ярко выражены.
Для достижения дружеских отношений в коллективе можно было бы порекомендовать руководству проводить не только редкие праздничные или выездные мероприятия, но и, к примеру, ввести определенные психологические разгрузочные паузы (перерыв на кофе и т.д.), во время которых можно расслабиться, обменяться шутками. Все это в комплекте принесет ожидаемый положительный результат в работе этой организации.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового и дружеского общения является необходимым для современного бизнеса. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при достижении поставленных профессиональных целей.
Высокая мотивация персонала -- это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и рабочее поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.
Что заставляет работников предпочитать одну работу другой? Почему они реагируют по-разному на одни и те же стимулы? Почему они в одних случаях прилежно трудятся над порученными им заданиями, а в других -- тратят время впустую на разговоры и перекуры? Эти вопросы часто задают руководители, и их можно свести к трем основным: что и почему мотивирует людей, и как сделать так, чтобы они были заинтересованы в конечных результатах порученной работы и работали с полной отдачей сил.
В начале века для подавляющего большинства руководителей ответ был очевиден: деньги -- вот главный стимул человека в работе. И сегодня многие руководители придерживаются именно такой точки зрения. Хотя известно, что в ряде случаев человек может самозабвенно трудиться, даже если зарплата его явно не удовлетворяет. С другой стороны, за какую-то работу многие люди не возьмутся ни за какие деньги. Значит, в трудовой мотивации, определяющей как выбор места работы, так и отношение, к труду есть что-то кроме денег, а иногда и более сильное, чем деньги.
На примере проведенного исследования мы выяснили, что в эффективной работе любого трудового коллектива важную роль играет благоприятный социально-психологический климат, который создается совместным достижением цели улучшения как деловых, так и дружеских взаимоотношений. В результате исследования были выявлены основных мотивы достижения благоприятных деловых и дружеских отношений в коллективе, проанализированы причины, порождающие их, а также предложены способы их улучшения и перевода на иной качественный уровень.
Литература
Алякринский Б.С. Общение и его проблемы. М., 1982.
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. М., Мысль, 1983.
Булыгина А. Этика делового общения. Новосибирск, 1995.
Гришина Н.В. и др. Общение в трудовом коллективе. Лениздат, 1990.
Дебольский М. Психология делового общения. -- М., 1992.
Донцов А.И. Психология коллектива. М., Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Дэна Даниэль. Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома. СПб, 1994.
Кузин Ф. Культура делового общения. М., 1996.
Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2002.
Мигура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Мотивация, № 6, 2003, С. 22--25.
Омаров А. М. Управление: искусство общения. 1983.
Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1994.
Савина И. От мотивации к партнерству -- идеология ХХІ века // Мотивация, № 6, 2003, С. 26--28.
Тарасов В. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград, "Машиностроение", 1989.
Приложение 1
Шкала ранжирования мотивов
Вам предлагается провести оцените по трехбалльной шкале мотивы, которыми Вы бы руководствовались для установления деловых и дружеских отношений в рабочем коллективе.
Спасибо за сотрудничество.
Мотив |
Оценка 2 -- очень важно 1 -- скорее важно, чем нет 0 -- неважно |
|
Возможность заниматься интересным делом |
||
Возможность влиять на результаты работы коллектива |
||
Возможность работать творчески |
||
Самостоятельность в работе |
||
Возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда |
||
Экономический мотивы (зарплата, прибыль) |
||
Возможность продвижения по службе |
||
Возможность занять лидирующие позиции |
||
Гарантии социальной и экономической стабильности |
||
Возможность общения |
Пожалуйста, укажите свою должность __________________
Ваш возраст________________________________________
Приложение 2
Ответы респондентов *
Мотив |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма |
|
Возможность заниматься интересным делом |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
14 |
|
Возможность влиять на результаты работы коллектива |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
9 |
|
Возможность работать творчески |
1 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
15 |
|
Самостоятельность в работе |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
15 |
|
Возможность работать в наиболее благоприятных условиях труда |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
14 |
|
Экономический мотивы (зарплата, прибыль) |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
19 |
|
Возможность продвижения по службе |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
|
Возможность занять лидирующие позиции |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
|
Гарантии социальной и экономической стабильности |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
12 |
|
Возможность общения |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
14 |
______________
* Красным цветом выделены ответы руководителя, черным - техперсонала, синим - «рекламистов»
Приложение 3
Базовые потребности личности и их иерархия (по А. Маслоу)