Акцентуации характера у подростков

курсовая работа

Введение

В наше время человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Стрессы и другие виды нервного расстройства могут возникать как в трудовой области, так и в быту. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние. Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.

Необходимость выявления акцентуаций характера в именно подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.).

Акцентуация - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных характеристик и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Акцентуация характера (иначе говоря - это чрезмерное заострение отдельных черт личности)- это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.

Данное положение объясняет актуальность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков. Почему объектом исследования становятся индивидуально-психологические особенности людей подросткового возраста, объясняется тем, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в данном возрастном периоде, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.

Цели работы: выявить взаимосвязи характерологических черт личности, свойственные определенному психотипу.

Задачи: рассмотреть такие вопросы, как особенности подросткового возраста, предпосылки девиации в подростковом возрасте, характеристика и классификации акцентуаций характера, общие характеристики акцентуаций, характерных для современных подростков. Для успешного решения поставленных задач необходимо провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме, подобрать методы исследования, провести исследование и оценить результаты.

Методы:

* Теоретический метод - анализ теоретической научно-методической литературы;

* Клинический метод: беседа, наблюдение;

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

* Эмпирические методы - сбор информации о психических особенностях, как отдельного человека, так и социальной группы (тестирование, эксперимент).

акцентуация девиация подросток психологический

Делись добром ;)