Гендерные особенности общения сотрудников коммерческой организации

дипломная работа

1.1 Исторические аспекты становления представлений по общению

Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен информацией, эмоциями, способствует взаимному удовлетворению потребностей. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Процесс общения может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия и передачи информации, как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Определение ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения.

Так, возможно понимание общения как социально и личностно-ориентированного процесса, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. В этом случае общение есть коммуникативно-регулятивный процесс, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.

В ряде работ общение трактуется как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми. Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психодиагностике, СПб.: Питер, 2002 г.

Общение же, как процесс взаимодействия и как интериндивидуальный, а также как социальный феномен, социальный процесс человеческой деятельности. В то же время он подходит к общению как к условию любой деятельности человека. С этой позицией согласны многие авторы. Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, подчеркивается, что общение необходимо для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности..

В свою очередь «общение, как вид деятельности» и «общение, как взаимодействие», рассматриваемые как вид коллективной деятельности. Еще в 30-е годы стало известно, что первым видом человеческой деятельности является общение. Корни общения - в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

Однако существует и другая точка зрения, в основе которой. именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит именно взаимодействие Гончаров А. диссертационная работа «Особенности стилей общения на примере курсантов военного училища».

«Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур» Кысько в. Г. Основной вопрос социальной психологии. Вестник университета. Серия социология и управление персоналом. Государственный университет управления - 200 -№1с. 163.. В этой работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. «Психологические же отношения - результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами». (При этом автор делает важную сноску, говоря, что при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов понятие социальной роли является центральным) Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. М.: Смысл, 1999.

Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако «следует только оговориться, пишет автор, а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними - это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого. «Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними.

Продолжая анализ различных подходов к феномену общения, следует сказать, что эту проблему исследовали и философы. С философской точки зрения общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания.

Общение является необходимым условием существования личности и ее социализации. Влияние общения на поведенческие формы деятельности и общение как форма взаимоотношений для достижения общности действующих субъектов их совокупными усилиями при сохранении неповторимой индивидуальности каждого - составляет сердцевину этого подхода.

Из всего многообразия определений общения можно выделить главные:

1) общение это вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение может входить в иную деятельность в статусе ее структурных элементов;

3) общение это одна из форм взаимодействия.

В специальной социально-психологической литературе (и не только в специальной) общение понимается и как коммуникативная деятельность. Важную роль здесь сыграла разработанная в начале века Дж. Мидом концепция «ролевого поведения», а во Франции - учение П. Жане, который противопоставил традиционному для психологии исследованию процессов поведения и сознания у отдельных индивидов изучение психологических механизмов их деятельности, развертывающейся в условиях сотрудничества между людьми, то есть их общения. Именно отсюда берет свое начало направление, именуемое «интеракционистской ориентацией». Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. , Питер, 2004 г. Началом для него был не индивид, а процесс символического взаимодействия (интеракции), которое понимается как «система коммуникаций и межличностные отношения». Эта позиция была в свое время подвергнута критике со стороны отечественной школы социальной психологии, в рамках которой считалось, что сама сущность социальных отношений сводится ими к межличностной интеракции.

Одним из наиболее известных представителей символического интеракционизма в социальной психологии является Т. Шибутани. В основе его подхода лежит убеждение, что «человеческая природа и социальный порядок являются продуктами коммуникации». Это означает, что поведение человека рассматривается «как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу».

Поэтому внимание исследователя «должно быть сосредоточено на взаимном обмене, который происходит между человеческими существами, поскольку они вступают в контакт друг с другом. С точки зрения интеракционизма, все, что люди делают и говорят, исследуется не как нечто изолированное, но как части большой системы деятельности. Шибутани Т. Социальная психология..Изд-во «Феникс», 1998

Важным аспектом для социальной психологии, с точки зрения интеракционистского подхода является признание, что фактически при всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры. Однако, включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. И еще одна важная мысль: соответствующей единицей для изучения коммуникации является социальная ситуация, в которой происходит общение. Идея о том, что в реальных человеческих отношениях существуют две мотивационные системы дает возможность понять выделенные виды общения, его предмет, систему коммуникаций, а также проблему субъекта общения. Общение, может выступать в двух основных видах: предметно-ориентированном (некоммуникативная деятельность) и «чистое» общение: социально-ориентированное (ораторская речь, массовая коммуникация и т.п.) и личностно-ориентированное. Дебольский М.Г. Психология делового общения -М.: 2002 г.

Целесообразно допустить, что в социально-ориентированном общении его предметом является не конкретный человек или конкретная аудитория, а не социальное взаимодействие внутри определенного социального коллектива. Мотивом любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества. В сущности, такое общение есть процесс внутренней организации самого общества. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. М.: Смысл, 1999

Личностно-ориентированное общение содержит несколько вариантов. Один из них это дистальное общение, которое связанное с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией, значимой для деятельности, и т.п.). Такое общение схоже с предметно-ориентированным, где предметом является взаимодействие, а субъекты взаимодействия и общения совпадают. Второй вариант это модальное общение, «это то, что в обыденной жизни называется «выяснением отношений». Оно также связано с определенным видом взаимодействия. Но «в данном случае деятельность, для которой необходимо взаимодействие, не носит непосредственно социального характера, а отсюда и само взаимодействие реализует в первую очередь не общественные отношения, а возникающие на их основе и приобретающие относительную самостоятельность личностные, психологические взаимоотношения людей, выступающие именно как психологические взаимоотношения или их отражение в сознании участников общения. Мотивом (предметом) общения является в этом случае не кооперация, а согласие. Леонов Н. Психология делового общения. М.: Московский психологический социальный институт. -2003 г.

Согласие устанавливается путем взаимного принятия ролей. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точку зрения других участников. Результат коммуникации - это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия

Итак, во всех рассмотренных видах общения предметом является не конкретный человек, а либо взаимодействие (в социально-ориентированном могут выступать и общественные отношения), либо психологические взаимоотношения людей.

Таким образом, в общепсихологическом плане, с точки зрения принципа деятельности, исследование общения - это раскрытие его личностно-смысловой стороны, имеющей своим поведенческим фасадом систему коммуникаций.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим суть построения процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности в психологии будем рассматривать как «систему сопряженных актов» (Б.Ф. Ломов). Каждый такой «сопряженный акт» - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом может проявляться диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог - это реальная единица коммуникативной деятельности. Элементарными единицами диалога являются действия, высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта - организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом может стать как отдельная личность так группа людей. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов ВУЗов/ М. 2003 г.

Вывод:

1. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен информацией, эмоциями, способствует взаимному удовлетворению потребностей. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

2. В социально-психологической литературе сложилось несколько позиций. Первая из них гласит, что за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения, принимается общение. А вторая говорит о том, что именно взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит именно оно.

3. Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов.

4. С точки зрения философии, общение - это возникшая на определенной ступени развития жизни форма передачи информации, включенная в трудовую деятельность и являющаяся ее необходимой стороной. Это также форма общественных отношений и социальная форма общественного сознания.

5. Так же, в социальной психологии, наравне с другими понятиями, общение понимается и как коммуникативная деятельность.

6. Общение может выступать в двух основных видах, как предметно-ориентированное (некоммуникативная деятельность), так и социально-ориентированное (ораторская речь, массовая коммуникация и т.п.) и личностно-ориентированное.

Мотивом любого социального общения является то или иное изменение в характере социальных отношений внутри данного общества, его социальной и социально-психологической структуре, в общественном сознании или непосредственных проявлениях социальной активности членов общества.

7. Результат коммуникации - это не просто изменение установок или поведения слушателя под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия.

8. Исследование общения - это поиск и раскрытие его личностно-смысловой стороны, имеющей своим поведенческим фасадом систему коммуникаций.

Процесс коммуникативной деятельности в психологии рассматривается как система сопряженных актов. Каждый акт - это взаимодействие двух субъектов, как отдельная личность, так и группа людей. В этом может проявляться диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как единица коммуникативной деятельности.

Делись добром ;)