Гендерные особенности общения сотрудников коммерческой организации

дипломная работа

1.3 Основные подходы к изучению коммуникаций в деятельности

Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой - как личностно-массовый.

Коммуникативная деятельность рассматривается как единство этих трех уровней, так как все уровни опираются на единое организационно-методологическое основание - личностно-деятельное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельный подход применительно к коммуникативной психологии в рамках социальной психологии означает, прежде всего, трактовку ее как организации и управления формированием системы взаимовыгодных, гармоничных взаимоотношений, достижения взаимопонимания, общих взглядов и оценок, доверительных отношений.

Общение же, как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения;

б) субъектом - партнером, которому адресована инициатива;

в) нормами, по которым организуется общение;

г) целями, которые преследуют участники общения;

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения представляет собой алгоритм взаимосвязанных коммуникативных действий:

В зависимости от уровня психологического единства группы и применяемой модели функционирования системы, каждый такой акт может происходить в трех основных коммуникативных формах:

1) монологической;

2) диалогической;

3) полилогической .

Здесь речь идет именно о коммуникативных формах, а не о коммуникации.

В середине ХХ века в результате этологических исследований в западной науке образовалось смешение понятия общения и коммуникации. Общение тогда стало рассматриваться как отнюдь не специфически человеческий феномен. Оно было обнаружено в животном мире, в связи с этим распространились такие понятия, как «зоосоциология» или «зоосемиотика». Биологизация общения привела к стиранию коренного различия между общением и коммуникацией, т.е. между взаимодействием субъектов и информационной связью индивидов, передачей сообщений от некоего «отправителя» к некоему же «получателю». Такая «коммуникативная редукция» получила поддержку в новой научной дисциплине - теории коммуникации. Был проведен научный анализ системы коммуникации, построенной на основе методов теории К. Шенона, ее отнесли к известным в литературе социально-психологическим моделям. Коханов Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз//Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. № 6.; Отличительным признаком в функционировании таких моделей являются содержательные аспекты отношений субъектов, т.е. то, что вкладывается в сам процесс коммуникации.

Весьма показательна в этом отношении (как и теория К. Шенона) книга К. Черри «О человеческой коммуникации». Изложение своего понимания коммуникации автор начинает таким определением: «Коммуникация является по сути своей общественным делом. Люди развернули множество различных коммуникационных систем, которые сделали возможной их общественную жизнь… Наиболее значительной из этих коммуникационных систем является, конечно, человеческая речь и язык», играющий огромную роль в разных сферах социальной жизни, позволяя людям понимать друг друга и объединяться. «Слово «коммуникация», означает буквально «участие», и именно в той мере, в какой в данный момент мы находимся в состоянии коммуникации, мы соучаствуем. Мы образуем не столько союз, сколько единство. В той мере, в какой мы друг с другом соглашаемся, мы говорим, что мы одного мнения, или же что мы понимаем один другого. Это и есть единство. Поэтому, группу людей, общество, культуру правомерно определять как «людей в состоянии коммуникации». Черри К. Человек и информация. - М.: 1972

Речь и письменный язык - главные, но не единственные коммуникативные системы. «Социальное общение» использует мимику и жесты, манеры и разнообразные формы поведения, а в современном мире все большее значение получают технические средства коммуникации, например радио, телевидение, интернет. Коммуникация делает осуществимой общественную жизнь, поэтому «коммуникация» означает «организацию». Таким образом, характеризуя коммуникацию в самом общем виде и не отличая ее от общения, К. Черри сводит ее теоретический анализ к проблеме знаковых систем, с помощью которых она осуществляется. Содержательно коммуникация никак не может быть определена, она предполагает передачу любой информации, любых сообщений, и проблема состоит только в способах кодирования и трансляции.

Столь же показательным может быть и сравнение трактовки общения с концепцией коммуникации, разработанной Т. Парсонсом. В социальной структуре Парсонс выделил специальный компонент - «коммуникативный комплекс», разъясняя, что термин «коммуникация» он употребляет «в более широком смысле» - речь идет именно об общении между личностями, об их взаимодействии. Оно не является пространственно-физическим отношением, хотя необходимо использовать физические средства (рукопожатие, поцелуй, световые, звуковые волны, физические вещи). Общение выступает как передача информации познавательного порядка, не имеющая целью воздействовать на поведение личности подобно передаче мнений или внушению. «Содержание коммуникации, «посланий», всегда «символично» и в известном смысле «культурно» И все же, даже если общение можно трактовать различными понятиями, оно в «теории социального действия» сводится к передаче разного рода информации, другими словами растворяется в коммуникации.» Никифоров Г.С. Психология менеджмента. Учебник. - СПб.: Питер., 2004 гЮ с 125-126

Делись добром ;)