Основные методологические принципы гештальтпсихологии
На базе исследований восприятия были сформулированы два основополагающих принципа гештальтпсихологии.
Первый из них -- принцип взаимодействия фигуры и фона -- гласит, что каждый гештальт воспринимается как фигура, имеющая четкие очертания и выделяющаяся в данный момент из окружающего мира, представляющего собой по отношению к фигуре более размытый и недифференцированный фон. Формирование фигуры, с точки зрения гештальтпсихологии, означает проявление интереса к чему-либо и сосредоточение внимания на данном объекте с целью удовлетворения возникшего интереса.
Второй принцип, часто называемый законом прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности.
В контексте первого принципа это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее «удобоваримую», с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют «хорошим гештальтом».
Впоследствии эти принципы были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии.
- Основные методологические принципы гештальтпсихологии
- Гештальттеоория как реакция против атомизма в психологии
- Изучение закономерностей восприятия
- Восприятие движения, фи-феномен (М. Вертгеймер)
- Проблемы мышления: М.Вертгеймер, В Келер
- Гештальтисследования проблемы научения: инсайт и интеллект человекообразных обезьян
- Борьба с бихевиоризмом
- Теория "поля" Курта Левина
- К. Левин и социальная психология
- Распространение принципов гештальтпсихологии в области психотерапии