Диагностика и коррекция внимания у детей с нарушениями зрения

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться, как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условие для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непрерывных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте.

В отечественной психологии внимание определяется как "направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, активность его личности в данный момент и при данных условиях" (Н.Ф. Добрынин) и как организация психической деятельности (К.К. Платонов).

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева). Т. Рибо считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, то есть между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

Итак, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появлению нового предмета вызывает переключения внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. При нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее чётко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции по отношению к внешнему миру. Целый ряд зарубежных тифлопсихологов ( H. Schauerte, J. Ztuten, J. Hatwell Ann-Mary Sandeers и другие) отмечают низкий уровень общей активности ребёнка с нарушением зрения в ранние периоды развития и меньшую его подвижность. Практически все качества внимания, такие как активность, направленность, его широта, переключение, интенсивность, сосредоточенность, устойчивость, оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у нормально развивающихся сверстников, а порой и превышая его.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Однако рекомендации для практических психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности внимания детей с нарушением зрения, и его развитие в процессе коррекционной работы.

Объект исследования: внимание детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: диагностика и коррекция внимания у детей с нарушением зрения.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме диагностики и коррекция внимания у детей с нарушением зрения;

- выявить нарушения внимания у детей с нарушением зрения;

- наметить пути коррекции внимания у детей с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: коррекция внимания у детей с нарушением зрения будет успешной при условии:

- своевременного выявления недостатков внимания;

- подбора дидактических игр и упражнений;

- систематичности и направленности коррекционно-педагогического воздействия.

Методы исследования:

- изучение научной, методической литературой по проблеме диагностики и коррекции внимания у детей с нарушениями зрения;

- эксперимент;

- количественная и качественная обработка результатов обследования;

- интерпретация результатов исследования.

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 64 IV вида г. Благовещенска.

Делись добром ;)