Анализ взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста

дипломная работа

Введение

В своей работе мы хотели осветить проблему компьютерных аддикций, которая в последние несколько десятилетий вследствие интенсивного развития информационно - компьютерных технологий набирает обороты, распространяя своё всевозрастающее влияние на большое количество людей во всём мире.

Жизнь современного человека сложно представить без наличия в ней изобилия компьютерных технологий, которые активно используются для реализации различных целей и решения повседневных проблем. Информационные или компьютерные технологии -- это обобщённое название технологий, ответственных за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Но помимо положительных сторон повсеместной компьютеризации можно выделить и ряд негативных тенденций, таких как изменение соматического (ухудшение зрения, сухость глаз, искривление позвоночника, синдром карпального канала, головные боли, расстройства и изменение режима сна) и психологического (уход от реальности, формирование аддикции, раздражительность и нервозность, возникновение сложностей в установлении реальных социальных контактов и пр.) благополучия. Этим неблагоприятным влияниям подвержены лица всех возрастных категорий, но в силу определённых особенностей развития в отдельную группу риска можно выделить детей подросткового возраста. В связи с описанием разнообразных проблем, возникающих вследствие чрезмерного использования персонального компьютера, проработка тематики компьютерных зависимостей является весьма актуальной.

Исследования в области компьютерной зависимости проводились такими учёными, как К. Янг (2010), И. Голдберг, К. Рое, Гоголева А. В. (2002), Жичкина А. Е. (2000), Лоскутова В. А. (2000), Репринцева Е. А. (2007), Юрьева Л. Б., Больбот Т. Ю. (2006), Войскунский А. Е. (2004), Гриффит В. Ю. (1996), Горбунова Л. Н. (2010), Анеликова Л. А. (2010), Фомичёва Ю. В. (1991) и др.

Исходя из вышеизложенного, объектом нашего исследования является нехимический вид зависимости - компьютерная аддикция.

Предмет: компьютерная зависимость у подростков.

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи степени выраженности компьютерной зависимости и кризиса подросткового возраста.

Гипотеза: Мы предполагаем, что между выраженностью подросткового кризиса и развитием компьютерной аддикции существует связь. Для того чтобы подтвердить нашу гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить различные подходы к пониманию природы компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии.

2. По данным литературы изучить особенности кризиса подросткового возраста. Осуществить поиск теоретической аргументации подросткового кризиса, как сенситивного периода для формирования аддикции.

3. Изучить степень выраженности кризиса подросткового возраста в обследуемой группе подростков.

4. Исследовать уровень компьютерной зависимости у подростков.

5. Изучить взаимосвязь степени выраженности кризиса подросткового возраста и склонности к интернет - аддикции у подростков.

В процессе проведения исследования было проведено анкетирование и использованы методики:

-Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале

"Internet Addiction Test" - тест наинтернет-аддикцию), адаптированный В. А. Буровой.

- Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н. и Больбот Т. Ю.

- Анкета «Личностные особенности подростков».

Делись добром ;)